Всё о культуре исторической памяти в России и за рубежом

Человек в истории.
Россия — ХХ век

«Если мы хотим прочесть страницы истории, а не бежать от неё, нам надлежит признать, что у прошедших событий могли быть альтернативы». Сидни Хук
Поделиться цитатой
22 июня 2015

XVI конкурс. «Память в городе»

Исторический уик-энд с Фондом Гайдара

27 апреля 2015 г. в Международном Мемориале в рамках ежегодной школы-академии «Человек в истории. Россия – ХХ в.», состоялся исторический уик-энд «Память в городе», подготовленный и проведённый в партнёрстве с Фондом Гайдара. Ниже публикуются правила игры «Дебаты» и методические разработки, а также видео- и фотоотчёт с мероприятия.

  • Задача исторического уик-энда – погрузить школьников в проблему исторической памяти и города. Побудить задуматься, каким образом история страны может отражаться в пространстве, в котором мы живем, и должна ли она в нем отражаться? Мы обратились к вопросам, как, в какой форме нужно обсуждать преступления прошлого, нужно ли размещать на улицах города свидетельства преступлений советской власти, чтобы они постоянно служили напоминаниями об ошибках прошлого, нужно ли решать вопросы топонимики –возвращать улицам и городам дореволюционные названия и многое другое.

Исторические дебаты: видео-конспект

Подробный видеоролик об игре:

Перед началом дебатов участникам были прочитаны две лекции:

Руководитель просветительских и образовательных проектов Международного Мемориала Ирина Щербакова рассказала о ситуации конца 80-х – начала 90-х годов. О запросе на правду и историческую справедливость, о процессе переименований улиц и городов (возвращение дореволюционных названий), о попытке разоблачения советского на разных уровнях, о создании общества «Мемориал», о том, что сделать успели и что не успели.

Дарья Парамонова, архитектор, директор архитектурного бюро Александра Бродского, преподаватель Института медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка», рассказала о тех процессах, которые проходили в городской архитектуре в течение 90-х годов. О тенденциях того времени, отношении к архитектуре прошлых лет, о том, каким образом в архитектуре отражается отношение к истории страны .

После двух лекций началась подготовка к дебатам. Участники разделились на 4 команды по 14 человек.

Две команды отвечали на поставленный вопрос с позиции местных властей (одна из команд думала над аргументами, другая – над контр-аргументами в споре):

  • Нужно ли переименовывать улицы и города, носящие имена советский деятелей и героев?

Другие две команды отвечали на свой вопрос с позиции местных жителей:

  • Нужно ли специально отмечать (маркировать) те места в городе, которые связаны с преступлениями прошлого?

При этом разговор должен был быть построен по принципу собрания жителей – то есть наполнен человеческими наиболее распространёнными по этому поводу реакциями. 

Сперва состоялся первый раунд дебатов. Проходили прения между командами 1 и 2 на первую заданную тему и между командами 3 и 4 на вторую заданную тему. Выступление каждой команды занимало не более 2 минут. Затем следовали вопросы из зала каждой выступающей команде. Не участвовавшие в дебатах слушатели голосовали за точку зрения, которая показалась им наиболее убедительно представленной. После каждого голосования ведущие при помощи кураторов и экспертов проводили разбор дебатов: в чём состоял успех стратегии команд-победительниц, какие приёмы использовались, чего не хватило другим командам и т. д.

Победители первой и второй серии дебатов стали участниками блиц-дебатов. Они должны были участвовать в обсуждении незнакомой темы. На подготовку к блиц-дебатам было отведено 10 минут. Время выступления – 1 минута.

Вопрос для блиц-дебатов:

  • В центре Москвы (на улице Старый Арбат) есть место, которое называется «Стена Цоя». Эта стена появилась сразу же после трагической гибели певца в 1990 году – кто-то сделал надпись «Сегодня погиб Виктор Цой». Кто-то приписал: «Цой жив». До сих пор на стене появляются надписи, поклонники Виктора Цоя приходят сюда и поют песни. Местные жители жалуются на шум и дискомфорт. Можно ли убрать этот «памятник»?

Завершился «Исторический уикенд» встречей с Сергеем Пархоменко и знакомством с проектом «Последний адрес». 

По теме:
22 июня 2015
XVI конкурс. «Память в городе»
Исторический уик-энд с Фондом Гайдара

Похожие материалы

20 мая 2015
20 мая 2015
«Меня больше всего задело то, что написанное в книгах, то есть, продиктованное государством, полностью расходится с тем, что говорят люди». На церемонию награждения и школу-академию в Москву приехали авторы 40 лучших работ конкурса. Елена Калашникова взяла интервью у некоторых их них.
14 марта 2016
14 марта 2016
На новой выставке в «Мемориале» можно понять, что и как рассказывают школьникам в разных странах Европы о ключевых событиях и явлениях Второй мировой.
7 мая 2015
7 мая 2015
29 апреля 2015 года в Московском театре юного зрителя состоялась Церемония награждения победителей XVI Всероссийского конкурса исторических исследовательских работ старшеклассников «Человек в истории. Россия – ХХ век». Организованный Международным Мемориалом конкурс направлен не только на развитие исследовательских навыков старшеклассников, но и на то, чтобы история страны стала частью их личной истории. Этому способствует и работа с архивными документами, которые позволяют по-иному пережить, почувствовать прошлое, и взгляд на исторические события сквозь призму истории конкретного человека, конкретной семьи. Часто поводом для исследования становится история собственной семьи, например, исследование судьбы родственников, воевавших во времена Второй мировой войны.
25 мая 2016
25 мая 2016
Репрессии в жизни семьи Миллер начались в конце 1934 года, когда Адольф был арестован, а Лидия с детьми выселена в Карело-Финскую ССР. Причину выселения и ареста я узнала из справок, присланных мне в 2010 г. из Информационного центра Карелии. В них сказано, что Лидия выселена с места проживания в 1935-м вместе с семьей в административном порядке как имевшая кулацкое хозяйство, а Адольф обвинялся по статье 54-10 УК УССР за контрреволюционную агитацию среди населения Пулина-Гуты, направленную на развал работы колхоза.