Всё о культуре исторической памяти в России и за рубежом

Человек в истории.
Россия — ХХ век

«Если мы хотим прочесть страницы истории, а не бежать от неё, нам надлежит признать, что у прошедших событий могли быть альтернативы». Сидни Хук
Поделиться цитатой
15 мая 2015

Как историю ХХ в. преподают в португальских школах

Предлагаем вниманию читателей перевод главы о культуре 20–30-х гг. ХХ в. из современного учебника истории для старших классов Португалии. Выбранная глава и тема неслучайны – с одной стороны, мы надеемся, что приведённый материал, посвящённый культуре европейских стран эпохи модерна, включающий и советский опыт, сможет стать импульсом для реальной классной работы учителей истории и обществознания (фактически, его можно использовать как готовый план урока; для удобства использования текст свёрстан и выложен в формате pdf в конце статьи). С другой, глава даёт представление о современном европейским образовательным пространстве. Внимания заслуживает постановка проблемы, культура анализа исторических источников (и сам выбор оных), формулировки заданий для обсуждения в классе, отсутствие монолога и предзаданного текста «от учителя». Всё это, к сожалению, пока не очень характерно для российских учебников истории, хотя, безусловно, представлено у нас в лучших преподавательских практиках. Наконец, в конце приводится краткий комментарий, поясняющий особенности образовательной системы современной Португалии – количество часов, выделяемых на предмет, возраст учащихся, степень интеграции истории с другими дисциплинами гуманитарного цикла. 

 

Елена Вериссимо, Мариана Лагарто, Мигель Баррос. Новое устройство истории. – Porto, Edições Asa, 2009.

Глава «Социальное и политическое измерение культуры. Массовая культура и бегство от реальности»

Перевод Марии Мазенковой

Эра массового сознания

  • Объясните высказывание Ортеги и Гассета «Жизнь стала глобальной».
  • Объясните последние два предложения в Источнике 1.
  • Что значит «ложь звучит, как правда, а правда, как ложь» в Источнике 2?

Источник 1. Глобализация жизни

«Жизнь стала глобальной», – заявил в 1930 году Хосе Оргета и Гассет, описывая новые технологии массовых коммуникаций и виды транспорта, которые будто приблизили друг к другу самые отдалённые части света». В контексте нового массового сознания главенствующая роль в мировых процессах перешла от местной общины в руки всего человечества. Это особенно заметно на примере культурной жизни США и Европы в период между мировыми войнами. Новая массовая культура подвержена влиянию извне: с появлением новых фильмов, моды, распространением джаза и фокстрота границы между государствами становились все более условными. Без строгого политического контроля эти культурные течения были способны менять социальные отношения и искоренять сложившиеся обычаи. Поэтому они представляли угрозу для власти, стремившейся наполнить культуру националистическими идеалами.

Барбара Кис, Советский спорт и мировая массовая культура в 30-е годы, Журнал Современной Истории, Лондон, 2003, с. 413.

Источник 2. Роль массовой культуры

Пришло время, когда ложь звучит, как правда, а правда звучит, как ложь. Каждое высказывание, каждая новость и каждое измышление тщательно готовятся заранее в специальных культурных штабах. И даже тому, что не несёт в себе признаков такого рода манипуляции сознанием, нельзя доверять, как бы фактически обоснованно это ни было.

Теодор Адорно, Mínima Moralia.

1. Жизнь стала глобальной, потому что «новые технологии массовых коммуникаций и виды транспорта будто приблизили друг к другу самые отдалённые части света».
2. Политические режимы авторитарного характера, такие как фашизм или СССР, пытались контролировать средства массовой информации, в основном иностранные радиопередачи, которые могли критически оценить официальнй политический курс государства в отношении экономики или социальной сферы.
3. Автор имеет в виду искажения фактов, которые встречаются в СМИ, когда правда кажется ложью и наоборот.

До конца 19 века, несмотря на множество исключений, культура принадлежит элите общества. С постепенным расширением среднего класса и повышением образованности населения понятие «культура» приобретает новое значение.

Массовая культура (Источник 1) – феномен, который свойственен развитому обществу, охватывает крупные слои населения, формируя стандарты поведения и вкусов людей (Источник 2). Подобные стандарты – ещё одно свидетельство демократизации западного общества. Средний класс составляют, преимущественно, служащие, и по мере того, как у них появляется больше свободного времени и денег, они стремятся разнообразить свою жизнь. Поэтому типичный представитель среднего класса хочет, чтобы произведения культуры (фильмы, программы радио или, позже, телевидения) были короткими, ёмкими, легкими и быстрыми для понимания, развлекательными или драматическими, но, главное, чтобы они помогали на время забыть о его унылой и скучной жизни.

Кино и массовая культура

  • Почему Вальтер Беньямин (1892-1940) считает, что именно кино формирует вкус большинства людей (Источник 1)?
  • На основании Источников 1–3 определите, как желание людей убежать от реальности выражается в кино.

Источник 1

«Мы можем сказать, что с появлением кино традиционно единственные в своем роде предметы становятся серийными благодаря новым технологиям копирования и воспроизведения. Воспроизводимый объект актуализируется всякий раз, как его репродукция предстаёт перед зрителем. Этот процесс тесно соотносится со способностью кино формировать вкусы в обществе» (стр.168-169).

«Литературные или художественные произведения можно оценить, не прибегая к техническому копированию, что невозможно в случае с кино. Техническая воспроизводимость фильма быстрее всего представляет его массовому зрителю, который неотделим от кинематографа. Всё оттого, что производство фильма настолько дорого, что потребитель, который мог позволить себе купить картину, самостоятельно оплатить фильм не сможет. Кино принадлежит всему обществу» (сир. 172).

«Кажется, мы оказались в плену у наших кафе и улиц, наших офисов и съёмных комнат, наших станций и фабрик. Потом пришло кино, вооружившись долями секунды, за которые можно совершить захватывающее путешествие сквозь ранее непреодолимые расстояния» (стр.189).

Вальтер Беньямин, Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости,: Магия и Техника, Искусство и Политика, Очерки по литературе и истории искусства, Избранное. Том 1. Сан-Паулу, Бразиленсе, 1994. 

Источник 2. Джинжер Роджерс и Фред Астер

Источник 3. Сон наяву

Сай Лок выросла во время Великой депрессии в США. Она вспоминает, каково было значение кино в то время. «Мне кажется, кино помогало людям пережить буквально невыносимые жизненные трудности. Многие отдавали последние деньги и шли смотреть на Джинджер Роджерс и Фреда Астера, чтобы сбежать от своих хлопот хотя бы на несколько часов. По какой-то причине в пору сложных жизненных испытаний людям нравилось смотреть на беззаботных героев кино».

Сон наяву, Век в жизни народа, 1930-1939, Трудные времена, Том 11, Мадрид, Эдиклуб, 1997, 562 стр.

1. Потому что кино по своей природе создано для массового потребления. Чтобы люди узнали об идее, изложенной в какой-то книге, нужно напечатать тысячи книг. Фильм же можно показать нескольким людям за один раз. Чтобы принести прибыль, фильм должны посмотреть как можно больше людей. Поэтому говорят, что «кино принадлежит обществу», которому оно должно понравиться.

2. Кино распахивает двери воображения и переносит нас в другие миры, помогает сбежать от, порой, жестокой реальности, в которой мы живем: «Мне кажется кино помогало людям пережить буквально невыносимые жизненные трудности.

Желание убежать от жестокой реальности породило кино, которое вскоре стало именоваться «седьмым искусством» (Источники 1,2 и 3). У кино есть всё, чтобы соответствовать вкусам среднего класса. Оно охватывает разнообразные жанры, подстраиваясь под любую аудиторию. Мальчики-подростки мечтают о приключениях? Кино дарит им фильмы об индейцах, ковбоях и пиратах. Юные девушки (и не только) грезят о прекрасном принце? Вот вам великие фильмы той эпохи, такие как «Унесённые ветром». Найдется кино на любой вкус, включая фильмы с тонким чувством юмора и кино для самого требовательного и образованного зрителя, полное недосказанности, смысл которой разгадать может только он сам. Даже сама атмосфера кинотеатра располагает к бегству от реальности – общество ещё не вполне освободилось от буржуазных предрассудков, как вдруг темнота кинозала дозволяет всё, что не принято в общественных местах – сколько любовных увлечений возникло именно в темном зале кинотеатра!

Средства массовой информации как социально-культурные и политические модели общества

В соответствии с Источниками 1 – 6 скажите:

  • Почему радио и телевидение считаются средствами массовой информации?
  • Каким образом средства массовой информации могут использоваться в пропагандистских целях? 
  • Как средства массовой информации помогают формировать социально-культурные и политические модели общества?

Источник 1. Радио

Источник 2. Телевидение

Источник 3. Радио на службе диктатуры…

Источник 4. … и демократии

Источник 5. Красота по-американски

Источник 6. Красота по-португальски

1. Потому что они охватывают наибольшую аудиторию, чем какое-либо другое средство информации. До появления радио все средства информации были ограниченны в радиусе действия, а для участия в манифестациях и митингах от участников требовалось вовремя добраться до места проведения. Радиоприёмники и телевизоры всё изменили, ведь они есть в каждом доме, и мы сами можем решать, когда включить их.
2. СМИ могут контролироваться властью, чтобы транслировать официальную идеологию государства, которое может запретить им приводить противоположные мнения.
3. Помогают устанавливать правила поведения и навязывают моду на идеи и манеру общения.

Помимо кино, размах приобретают и другие массовые развлечения, такие как футбол или международные спортивные соревнования. По мере того, как всё больше людей приобретают автомобиль или надеются его приобрести, популярными становятся и автогонки. Скорость, мощь и красота во все времена привлекали публику, а автомобильные гонки как раз сочетают в себе всё это.

Уже давно политики в разных странах осознали, что новые средства массовой информации, масс медиа (Источники 1–2), являются мощным оружием на службе пропаганды. Итальянский фашизм и нацизм без устали использовали их для передачи своих радиосообщений (Источник 3), для съёмки документальных фильмов или кино о героях профашистских режимов. Демократические режимы тоже используют СМИ для популяризации выбранного политического курса (Источник 4): например, документальные фильмы в период Второй мировой войны должны были представлять в выгодном свете действия войск и правительств стран-членов Антигитлеровской коалиции. Довольно скоро экономические круги общества оценили потенциал СМИ в формировании общественного вкуса. Развитие телевидения в 40-е гг. позволило продавать не только товары, но и определённый стиль жизни, который проникал к нам в дома прямо с экрана телевизора (Источники 5–6).

Социалистический реализм и неореализм

  • Почему мы можем сделать вывод, что социалистический реализм носит пропагандистский характер? (Источники 1 и 2)
  • На основании Источников 3 и 4 назовите основную задачу литературы, по мнению писателя-неореалиста Алвеша Редола.

Источник 1. Социалистический реализм

Источник 2. Социалистический реализм

Источник 3. Неореализм

Первое произведение Алвеша Редола в жанре романа, «Гайбеуш»*, увидело свет в 1939 году. Роман подвёл итог длительному поиску смысла и роли искусства, стал первым камнем в фундаменте новой литературы. (…) Верный своему писательскому замыслу, Алвеш Редол провёл настоящие «полевые работы», прежде чем начать писать «Гайбеуш». Он несколько раз посещал Лезирию**, даже поселился в одной из деревень, чтобы наблюдать за работой крестьян на рисовых полях. В его блокнотах содержится огромное количество заметок о том, как выращивать рис. Однако писатель не понаслышке знал о жизни крестьян – его отец был выходцем из таких же гайбеуш, которым посвящен роман. Сегодня «Гайбеуш» – роман, который обозначил появление неореализма в Португалии.

Алешандре Пинейру Торреш в html.editorial-caminho.pt

* Гайбеуш – подённые рабочие в провинциях Рибатежу и Бейра Байша.

** Лезирия – район заливных лугов в португальской провинции Рибатежу.

Источник 4. «Гайбеуш»

В эпиграфе к своему роману «Гайбеуш» Алвеш Редол синтезирует основные идеи неореализма:

«Этот роман отнюдь не претендует на то, чтобы называться произведением искусства. Прежде всего, я задумывал его как свидетельство жизни людей в Рибатежу. После этого называйте его, чем хотите».

Алвеш Редол, «Гайбуеуш», издание 20-е, Лиссабон, Эдиториал Каминьу, Февраль 2006.

1. Соцреализм преувеличивает героизм поступков, значимость исторических событий (особенно недавних), личные качества того или иного человека, чтобы убедить окружающих в величии социалистического устройства государства.

2. Задача литературы – наиболее точно передавать действительную человеческую жизнь, тогда как творческая составляющая должна отойти на второй план. «Этот роман отнюдь не претендует на то, чтобы называться произведением искусства. Прежде всего, я задумывал его как свидетельство жизни людей в Рибатежу». Становится понятна потребность Редола в посещении Лезирии, «чтобы наблюдать за работой крестьян на рисовых полях».

30-е годы 20 века стали временем глубокой экономической депрессии (до сих пор её считают сильнейшим кризисом капитализма). Не удивительно, что художники и писатели в своем творчестве обратились к социальным проблемам, к теме несправедливости, которая стала особенно заметной на фоне мирового кризиса. Теория Фрейда добавляет психологизма некоторым формам реализма, которые получают новое прочтение. Персонаж сосредоточен на конфликте с окружающей средой либо на внутреннем конфликте с самим собой. Среди прочих течений реализма выделяется социалистический реализм советского образца (Источники 1 и 2), который отрицает индивидуальные психологические мотивы и обращается к коллективной психологии изнурённого работой народа. В попытке представить коммунистический строй с самой положительной стороны соцреализм сближается с памфлетом. Неореализм как литературное течение, вдохновлённое марксистской идеологией (Источники 3 и 4), приобретает огромную популярность в обществе. Некоторые из самых прекрасных образцов неореализма принадлежат итальянскому кино и португальской литературе.

Функционализм и урбанизм

  • Объясните значение фразы Луи Саливана «Форму в архитектуре определяет функция» (Источник 1).
  • На основании Источников 2 и 3 расскажите, как вы понимаете функционализм.
  • По источникам 2 и 3 определите основные характеристики функционализма, используя в своём ответе примеры из Источников 4-11.

Источник 1. Форма и функция

«Форму в архитектуре определяет функция». Луис Салливан. Фраза, произнесённая архитектором в начале 20 в.

Источник 2. Функционализм

Функционализм не является художественным стилем. Главная задача функционализма – эффективно решать практические проблемы. <…> Луиса Салливана считают основателем функционализма 19 века, именно он впервые произнёс фразу «Форму в архитектуре определяет функция». Согласно методологии, разработанной Луисом Салливаном, при создании внешнего облика или проектировании здания следует учитывать культурные и географические особенности места, в котором строится сооружение. Опираясь на принцип следования формы за функцией, художники-модернисты приравнивали функционализм к рационализму и искали универсальные архитектурные решения. Практически невозможно провести различие между функционализмом и рационализмом, так как оба эти направления призывают логически переосмыслить архитектуру с точки зрения новых технологий.

www.prof2000.pt

Источник 3. Ле Корбюзье

Французский архитектор Ле Корбюзье совершенно однозначно относился к коллегам-современникам. «Они все слабые, ведут себя, как марионетки. Я безгранично восхищаюсь инженерами, которые проектируют феноменальные мосты, теми, кто работает на благо пользы, архитектурной мощи и здоровой среды обитания. В марте 1908 года он (…) объявил (…) о главенстве железобетона в архитектуре. „Мы говорим о зарождении нового вида искусства, очень притягательного для художника. Кто бы мог подумать, что из железа, подверженного разрушению, получится нерушимый и мощный железобетон – революционный материал, который оставит след в истории строительства”. 
Ле Корбюзье, Избранные письма, Биркхаузер, 2001.

Источник 4. Небоскрёбы

Источник 5. Органический функционализм 

Источник 6. Баухаус

Источник 7. Венгрия

Источник 8. Ар-деко

Источник 9. Комплекс Сарралвеш

Источник 10. Ар-деко на службе фашистского функционализма 

Высший Технический Институт, архитектор Пардал Монтейру, открыт в 1936, Лиссабон, Португалия, вид с воздуха. Обратите внимание, что форма и расположение зданий напоминают герб Португалии.

Источник 11. Ар-деко – Функционализм в дизайне помещений

Геологический музей Алфреду Бенсауде, Высший Технический Институт, Лиссабон, Португалия.

1. Форма должна отражать функцию здания, которая первична при проектировании.
2. Основной задачей функционализма является «эффективное и разумное решение практических проблем» (Источники 4-11). Объединяя здание с его назначением, приверженцы функционализма сближаются с движением рационализма; ведь если некое сооружение по-настоящему практично, оно несет в себе и рациональные характеристики (Источник 10). Идея того, что архитектура должна быть, в первую очередь, практичной, заворожила Ле Корбюзье, который больше всего восхищался инженерами, создававшими действительно функциональные сооружения, такие как мосты (Источник 8).
Функционализм не выделяют в отдельный художественный стиль, потому что стремление к функциональности может быть свойственно многим стилям.

Функционализм (Источники 1-4) становится неотъемлемой частью урбанизма, который возникает в последних десятилетиях 19 в. В контекст нового общества с доминирующим средним классом больше не вписывается прежняя буржуазная модель устройства города, в котором удобство и чистота центральных районов противопоставлена хаосу и антисанитарии промышленных районов. Все больше людей поднимается по социальной лестнице и их требования к городской среде обитания повышаются. Непрекращающийся поток мигрантов, которые приезжают в большие города в поисках лучшей жизни, вынуждает архитекторов задуматься о новом обустройстве городского пространства. Небывалый рост города приводит к появлению
высотных зданий (Источник 4), особенно в американских городах, и к практически полному исчезновению домов с садами, которые всё-таки сохранились в центре некоторых городов.

Города развитых стран начали расширяться, чтобы разместить в новых районах все мигрантов. В центральных частях городов сосредотачивается сектор товаров и услуг; это заставляет население переселяться на окраины, сообщение с которыми налаживается с помощью различных видов
общественного транспорта (Источник 8). Перед метрополиями и мегаполисами стоит новая задача – быть удобными для жизни людей, которые каждый день добираются с окраин в центр и наоборот. В плохо управляемом и неразумно организованном городе время тратится впустую, такой город не конкурентоспособен.

Время – деньги, рациональное городское устройство становится важнейшим вопросом, которому архитекторы начала 20 века пытаются дать актуальный ответ. Именно так и появляется движение функционализма в архитектуре (Источники 1-11), которое связывает эстетику с практическим назначением – здания должны отвечать новым городским реалиям и иметь привлекательный внешний вид без лишних деталей. Характеристиками нового движения стали простота, рационализм и отсутствие элементов, у которых нет явного назначения, то есть элементов нефункциональных. Это направление в архитектуре, приверженцы которого творили на протяжении 20 века, зародилось в двух разных местах: в Америке – в Чикаго (когда город нужно было восстанавливать после пожара 1871 года), а в Европе – в немецкой архитектурной школе Баухаус (Источники 6 и 7). После этого функционализм успешно занял место среди общепринятых архитектурных «языков», которым пользовались как при строительстве сооружений в фашистской Италии и Португалии, так пользуются и по сей день.

Культура и спорт на службе государства

Театр власти

  • На основании Источников 1 и 2 объясните заголовок последнего: «Спорт и пропаганда».
  • Почему автор в Источнике 3 считает произведение Лени Рифеншталь «Триумф воли» «настоящим произведением искусства,

которое может очаровать неподготовленного зрителя»?

Источник 1. Великое представление

В 1936 году уругвайский журналист Диего Лусеро приехал в Германию, чтобы освещать проходившие в Берлине Олимпийские Игры. «Конечно, Гитлер был заинтересован в том, чтобы провести Олимпиаду и представить себя в лучшем свете», – рассказывает он. «Это был роскошный праздник спорта
с масштабными спортивными сооружениями». Но Диего понимал, что Гитлер и нацистская партия преследуют иные цели. «Всё было спланировано с политической целью…показать блеск Германии… И их усилия не прошли даром, гости были очарованы Германией и тем приёмом, который им был оказан». 

Великое представление. Век в жизни народа. 1930-1939: Трудные времена. Том 11. Мадрид, Эдиклуб, 1997, 575 стр.

Источник 2. Спорт и пропаганда

Источник 3. Режиссёр нацистского режима

Пришёл час превознести Гитлера и его партию: на выборах в августе 1934 года 95% зарегистрированных избирателей (42 млн человек) посетили выборы, отдав 90% голосов нацистам (5% – против, 5% составили воздержавшиеся от голосования и испорченные бюллетени). Съезд партии в Нюрнберге должен был стать апофеозом! И этот апофеоз должен был быть запечатлён так, чтобы «раздавить» всех, кто сомневался в этом «триумфе воли». За сценическую постановку отвечал Альберт Шпеер, главный архитектор режима. Режиссёру Лени Рифеншталь были предоставлены десятки камер, самолёты, грузовики, автомобили и специальные лифты, чтобы всё это устанавливать, километры киноплёнки (режиссер отсняла 600 часов!).
Результатом стал величайший фильм-пропаганда всех времён и народов, настоящее произведение искусства, которое может очаровать неподготовленного зрителя. На первый взгляд, «Триумф воли» – это репортаж о 6 днях 6-го Съезда нацистской партии. На самом деле, это масштабная постановка с тысячами «действующих лиц».

Адериту Тавареш www.aph.pt

1. Спорт использовался режимом, чтобы прославить могущество нацистов и сплотить людей под предлогом превосходства «арийской» расы над другими.
2. Потому что этот, казалось бы, документальный фильм оказался масштабной постановкой с тысячами «действующих лиц» или просто не передавал того, что на самом деле происходило в Нюрнберге. В итоге, это произведение в жанре пропаганды, что угодно, только не репортаж.

Государство использовало спорт и культуру для достижения своих целей ещё в античности. Победитель соревнований из какого-то греческого полиса мог получить от государства ряд привилегий, взамен которых он обязался сопровождать видных политических деятелей во время важных общественных событий, участвуя тем самым в пропаганде. В 20 веке все режимы – демократически-либеральные или авторитарные – использовали культуру и, в основном, спорт с целью пропаганды (Источники 1, 2 и 3). Как мы видим, чаще всего к таким средствам прибегают профашистские режимы, которые впервые в истории получили возможность распространять свои идеи на массовую аудиторию. Тесная связь между средствами массовой информации и
культурой предполагает полный контроль над мышлением людей, делая его обывательским. 

Моральный облик государства

  • Как вы прокомментируете пренебрежительное отношение Кармы к «нацистскому представлению о жизни»?
  • Почему Карма сказала: «Что же могло случиться с моими родителями?»
  • На основании Источников 1–3 опишите идеал женщины при нацизме.

Источник 1. Представление нацистов о жизни

«Мы ходили на все американские фильмы, какими бы безвкусными они ни были. Были магазины, в которых „своим людям” продавали джазовые пластинки через запасной выход. И, конечно, мы тоже обо всём этом мечтали». «Вот чего мы не хотели, – говорит Карма с презрением, – так это смиряться со взглядом нацистов на красоту, отношения полов и культуру». «Женщины тогда выглядели просто ужасно. Немка тех лет не пользовалась макияжем, не курила и надеялась родить сотню детей – всё это такая ерунда, сплошное лицемерие, у меня до сих пор дрожь по спине». (…) В1984 году Карма встречалась со своими одноклассницами, в прошлом активистками Союза немецких девушек. Одна из них сказала ей: «Ты всегда ходила по острию ножа. Мы с трудом тебя выносили, ты была такая неспортивная, да и политически неблагонадёжная». Другая вспомнила случай, когда Карма принесла в школу проигрыватель и поставила пьесу «Трёхгрошовая опера» Брехта, музыку к которой написал композитор-еврей Курт Вайль. Карма ответила: «Я совершенно этого не помню». После этой встречи я не могла заснуть и всё думала: «Что же могло случиться с моими родителями!».
Ох! Мы были молоды и наш настрой ничего общего с явным сопротивлением не имел. Своими поступками мы выражали скорее внутреннее неприятие нацистского взгляда на жизнь».

Элисон Оуингс, Фрау: Женщины при Третьем Рейхе, 1993. Оуингс путешествовала по Германии и собирала информацию о периоде 19331945, беседуя с женщинами того времени.

Источник 2. Нацистский идеал женщины

Источник 3. Назначение женщины

Назначение женщины в том, чтобы быть красивой и дарить миру детей. Это может показаться старо, как мир, но это не так. У птиц самка пытается привлечь самца своей красотой, чтобы отложить яйца. Взамен самец приносит ей и их потомству еду и охраняет их от возможной опасности.
Йозеф Геббельс, 1929.

1. Мы можем назвать Карму бунтаркой, которая не принимала нацистский взгляд на жизнь за его повсеместно-обязательный характер и которая любила всё, что ей запрещали, например, музыку еврейских композиторов. Или же мы можем взглянуть на Карму как на человека с нестандартным мышлением, которая отвергала «официальное» мнение, считая всё это «ерундой и сплошным лицемерием». Если принимать во
внимание последнюю фразу «Своими поступками мы выражали скорее внутреннее неприятие нацистского взгляда на жизнь», то второй вывод представляется более правильным.
2. Если бы нацисты узнали, что она делала, родителям бы пришлось отвечать за её поступки.
3. Представление об идеальной женщине в нацистской Германии было достаточно традиционным – женщина-мать и домохозяйка («Женщины тогда выглядели просто ужасно. Немка тех лет не пользовалась макияжем, не курила и надеялась родить сотню детей») (Источники 2 и 3), миссия которой заключалась в том, чтобы продолжать и поддерживать арийскую расу.

Некоторые режимы, такие как нацизм в Германии, могут намеренно извращать нравы общества, оправдывая жесткое обращение с инвалидами
или истребление евреев. Для профашистских режимов приемлемы только те формы культуры, что одобрены государством (Источники 1-3) Остальные, что открыто или косвенно выражают свой протест, сочтены или «декадентскими», или аморальными, и не проходят цензуры. Зарубежные произведения культуры подпадают под жёсткий контроль, дабы не допустить возможного «заражения» новыми идеями. Однако спорт и культура встают на службу и демократическо-либеральным режимам. Когда страны сражаются за медали в международных спортивных первенствах, они нередко могут использовать запрещённые средства – допинг или спортсменов младшего возраста. Да и «политическая корректность» в некоторых случаях ничто иное, как скрытая форма государственного контроля.

***

Несколько комментариев о системе исторического образования в португальских школах

Данный учебник – один из 3 современных португальских учебников истории для старших классов (и второй по популярности среди них). Публикацией учебников занимаются издательские дома, и их закупают школьные библиотеки, которые вольны выбирать между существующими пособиями. Именно поэтому учебников истории на рынке представлено сравнительно немного – правда, нужно учитывать, что население страны составляет чуть больше 10 миллионов человек, а выпуск учебника – предприятие достаточно дорогостоящее. То есть выпуск образовательных пособий регулируется естественными рыночными интересами. Данный учебник в настоящий момент используется примерно в 25% школ Португалии. 

Изучение истории в Португалии начинается с начальной школы, где учатся дети 6 – 10 лет. На этом этапе история интегрирована в две дисциплины – Социальное окружение (Estudo do Meio) и гражданское образование (Educação para a Cidadania). Государство не регламентирует, сколько часов должно быть посвящено этим дисциплинам. Регламентируется 7 обязательных часов в неделю на изучение португальской литературы, и 7 на математику. Все дисциплины начального уровня школы преподаются в объема 26 часов в неделю.

Во втором цикле, который занимает 2 года, в возрасте 10 – 12 лет детям читается дисциплина «История и география Португалии», причём на практике больше часов уходит на историю, чем на географию. Дисциплина преподается в объеме 3 академических часов в неделю (в том же объеме преподаётся в этом возрасте английский язык).

Третий цикл занимает 3 года. Дисциплина «História» читается трижды в неделю в первые два года цикла, и дважды в неделю на последнем году цикла. Впрочем, предзаданности тут нет, и объём нагрузки может варьироваться от школы к школе. Дело в том, что история входит в набор дисциплин, наряду с английским и географией, и строго обязательное количество часов определено для совокупности дисциплин. Дирекция школы может по своему разумению распределить часы между предметами одного набора.

В старшей школе, обучение в которой длится три года для детей 15 – 18 лет, история становится обязательной дисциплиной для учеников классов гуманитарного профиля. После окончания третьего цикла (9 класса) каждый ученик должен выбрать, в каком направлении он продолжит обучение. Существуют следующие направления программ для старших классов – гуманитарное, точные науки, искусство, экономика, профессиональные курсы. наибольшей популярностью пользуется профиль точных наук, второе место занимают гуманитарные дисциплины. Данный учебник рассчитан как раз на аудиторию гуманитарных классов старших школ, и история здесь читается в объеме 3 занятия по 90 минут в неделю. У студентов, выбравших артистическое направление, читается дисциплина, которая называется «История культуры и искусства». История есть и у учащихся экономического направления, и курс, который им читается, имеет уклон в историко-экономические отношения и социальную историю. 

В каждом из циклов история изучается в хронологическом порядке. Однако преподавание истории в начальной школе более сконцентрировано вокруг конкретных тем. В рамках второго цикла изучается только историфя Португалии. Третий цикл начинается с эволюции человечества, начиная с возникновения Homo Sapience, доисторического мира, древних цивилизаций и т. д. – так до конца ХХ в. История Португалии интегрирована в изучение мировой истории. В старшей школе изучение истории начинается с Древней Греции, с интересом к таким темам как корни демократии, римское право и т. д.

 Наталья Колягина, Мигель Баррос

15 мая 2015
Как историю ХХ в. преподают в португальских школах
Для скачивания

Похожие материалы

24 мая 2016
24 мая 2016
На Запорожье начали падать бомбы, везде принялись копать «щели» – так назывались окопы-убежища на случай бомбежки. Прадедушка был сразу мобилизован, но не в армию, а в аварийно-восстановительный батальон, где занимался демонтажем заводского оборудования алюминиевого завода для эвакуации. Эвакуировали заводы на Урал, сразу монтировали и уже под открытым небом осенью начали работать.
18 июля 2016
18 июля 2016
«Кадровый состав сотрудников органов государственной безопасности СССР 1935-1939» сегодня является самым полным перечнем сотрудников НКВД периода Большого Террора. О базе данных, составление которой заняло 15 лет, рассказывает один из руководителей проекта Ян Рачинский.

Последние материалы