Всё о культуре исторической памяти в России и за рубежом

Человек в истории.
Россия — ХХ век

«Если мы хотим прочесть страницы истории, а не бежать от неё, нам надлежит признать, что у прошедших событий могли быть альтернативы». Сидни Хук
Поделиться цитатой
16 мая 2014

О, где же ты, брат? / Рецензия на фильм ВВС «Война коронованных кузенов»

С середины 60-х годов XIX-го века в одной большой и дружной королевской семье стало неспокойно. После того как Пруссия оккупировала Данию, юные кузены Вилли (Вильгельм II, будущий кайзер Германии), Жоржи (Георг V, будущий король Англии) и Никки (Николай II, последний из Романовых) уже больше не могли играть вместе, как раньше. Сердце бабушки Виктории неспокойно – много внуков – много неприятностей.

У маленького Вилли сложные отношения с родителями, его мать – англичанка в прусском королевстве его дедушки Вильгельма. У Вилли с рождения не работает левая рука, его неправильную осанку поправляют при помощи почти что пыточного механического аппарата. Дядя Берти (будущий король Англии Эдуард VII) не зовёт приезжать на каникулы в Данию.

Мамы Жоржи и Никки – родные сёстры. Они воспитывают детей в любви и согласии, однако ни один, ни другой не хотят становиться коронованными наследниками британского и русского престолов, в то время как Вилли жаждет власти. А не разразится ли здесь война?

Документальный фильм BBC «Война коронованных кузенов» рассказывает семейную историю о происхождении Первой Мировой войны. Современные исторические исследования, с их установкой на «личную» историю вместо глобальной и абстрактной «истории народов», проходят в этом фильме полный цикл и возвращаются к старой классической традиции «истории правителей». Новость заключается в том, что теперь правители – обычные, ничем не примечательные люди, интересующиеся яхтами, дизайном одежды и любительской фотографией. Власть, оказавшаяся у них в руках, превращает их простые человеческие страсти в «трагедию Шекспира, переписанную Фрейдом».

По законам жанра, главное внимание уделяется условному отрицательному персонажу – Вильгельму – суровому вагнерианскому герою с трудным детством, Дарту Вейдеру с развитым художественным вкусом и возможной латентной гомосексуальностью. Нарушившийся баланс семейных взаимоотношений, недоверие и страх остальных кузенов перед Вилли – одно из объяснений неожиданного политического поворота, создания Антанты – союза традиционно враждовавших между собой Великобритании, Франции и России.

Однако чем дальше, тем больше семейный сюжет уходит в сторону от того, что мы привыкли считать главными опорными точками на пути великих держав к Великой войне – Балканских войн, революции 1905-го года в России, англо-германской гонки вооружений (о которой, впрочем, высказана смелая догадка, что её корни лежат в соревнованиях яхт Вильгельма и Эдуарда на ежегодной гонке у острова Уайт). Чем ближе война, тем меньше влияние, оказываемое кузенами на политику своих стран. Договор в Бьёрке между Вильгельмом и Николаем денонсирован. Георг V – первый церемониальный британский монарх, в ходе войны уже не претендующий ни какую реальную власть.

И потому последняя страница этой семейной драмы – вовсе не война, а казнь Романовых в Екатеринбурге. И вновь, по законам повествования, главный отрицательный герой вдруг уходит на второй план, а настоящим предателем оказывается старый друг детства. Никки погибает, Вилли приветствует приход Гитлера к власти, Жоржи прячется за спинами своих министров. Трудные времена для семейной истории.

Другие рецензии на фильм:

Сергей Бондаренко

16 мая 2014
О, где же ты, брат? / Рецензия на фильм ВВС «Война коронованных кузенов»

Похожие материалы

13 ноября 2009
13 ноября 2009
Лениниана Михаила Ромма складывается из двух фильмов, снятых в 1937 и 1939 годах: «Ленин в Октябре» и «Ленин в 1918 году». Ниже – подробные рецензии на фильмы и методические рекомендации по использованию фильмов на уроках истории.
28 октября 2014
28 октября 2014
Традиционно военная проза и кинематография призваны к выполнению вполне конкретных задач – показать подвиг советского/русского народа, жертву ради будущего страны – мирного и безоблачного, разумеется, подать пример подрастающему поколению. Произведения Бориса Васильева – это литература с миссией, с нравственным посланием потомкам, литература сочувствия. Её социологический характер часто затмевался пронзительной исповедальностью, некоторой чувствительностью, порой почти сентиментальностью, действующих, однако, на читателей со стопроцентным успехом. В некоторых экранизациях Б. Васильева подчеркивается связь исторических (военных) событий с днем сегодняшним (по отношению к периоду съемок). Обычно это самая пафосная, шаблонная, фальшивая часть фильма (Например, «А зори здесь тихие», 1970, «Аты-баты, шли солдаты», 1976).
30 июня 2011
30 июня 2011
Фильм «Третья Мещанская» (1927) режиссера А. Роома и сценариста В. Шкловского киноведы называют «горячей точкой» советского немого кинематографа. Эта нетипичная семейная драма вызвала огромное количество откликов, заметок и споров.
15 января 2010
15 января 2010
Вторая серия описывает события 1934 года. Карташов и Боровский, лишившись своих высоких номенклатурных постов, уходят в подполье. Если в первой серии «троцкисты» занимались партийными интригами, то в серии 1939 г. они показаны как вредители и преступники: они готовят убийство Шахова, организовывают диверсию на стройке канала и активно продают родину капстранам. «Чужие» внедряются также в заводское руководство и в партию: ГПУ разоблачает старорежимного инженера Авдеева и второго секретаря местной партийной ячейки Земцова. Фильм заканчивался предательским выстрелом одного из затаившихся троцкистов в Шахова и похоронами Великого гражданина.