Всё о культуре исторической памяти в России и за рубежом

Человек в истории.
Россия — ХХ век

«Историческое сознание и гражданская ответственность — это две стороны одной медали, имя которой – гражданское самосознание, охватывающее прошлое и настоящее, связывающее их в единое целое». Арсений Рогинский
Поделиться цитатой
20 января 2014

Конкурс школьных исследовательских эссе «Дети войны»

Из коллекции А. Бородулина. Источник: www.mamm-mdf.ru

Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Международный благотворительный фонд имени Д. С. Лихачева, Союз краеведов России, Кафедра региональной истории и краеведения Российского государственного гуманитарного университета объявляют в рамках XV ежегодного всероссийского конкурса исторических исследовательских работ старшеклассников «Человек в истории. Россия – ХХ в.» конкурс школьных исследовательских эссе «Дети войны».

Главная идея конкурса исследовательских эссе: сохранение памяти о Великой Отечественной войне, стимулирование интереса к свидетелям, развитие навыков аналитической работы с устной историей.

В рамках мини-исследований мы предлагаем участникам исследовать гуманитарные аспекты истории Великой Отечественной войны на основе судеб людей, в жизни которых война оставила страшный след. Это свидетели войны, заставшие 1940-е годы детьми, на оккупированных территориях или в тылу. Каким был их личный и семейный опыт, что и как вспоминали нынешние бабушки и дедушки после войны? Как работает память о тех далеких и страшных событиях – что вытесняется, что изменяется в семейных воспоминаниях, какие события запечатлеваются в памяти с ясностью? В чем специфика данного вида исторического источника?

В основе мини-исследований могут быть интервью, документы личных и государственных архивов, фотографии. Объем аналитической части мини-исследования: 4-5 компьютерных страниц (стенограмма интервью со свидетелем может выступать в роли отдельного приложения).

Работы на конкурс обязательно должны быть снабжены титульным листом, где следует указать:

  • фамилию, имя и отчество автора (полностью),
  • адрес автора и школы с почтовым индексом,
  • класс и номер школы, телефон (автора и школы).

Если работа выполнена под чьим-либо руководством, просим вас указать фамилию, имя, отчество и должность руководителя.

Не забудьте о библиографии: все источники, которыми вы пользовались и на которые ссылаетесь, следует в ней отразить.

Работы, присланные в электронном виде, должны обязательно сопровождаться полным текстом на бумажном носителе.

Желательно присылать два экземпляра работы, набранные на компьютере (просим не присылать ксерокопии рукописных работ).

Документы, фотографии, аудио- и видеозаписи служат лишь приложением к тексту.

Участники конкурса: приглашаются учащиеся общеобразовательных учреждений и учреждений среднего профессионального образования России в возрасте от 14 до 18 лет. Работа может быть выполнена как индивидуально, так и коллективно. Если в качестве наставников начинающих исследователей выступят учителя, родители и даже профессиональные историки, это будет только приветствоваться. Единственное условие: роль руководителя и степень его участия должны быть обязательно отражены в соответствующей записи в работе. Работы, выполненные коллективно, должны быть снабжены кратким описанием истории их создания, чтобы жюри могло оценить вклад каждого участника.

Срок отправки работ на конкурс – до 15 февраля 2014 (по почтовому штемпелю).

Подведение итогов. Результаты конкурса будут опубликованы на сайте Международного Мемориала «Уроки истории» (www.urokiistorii.ru). Авторы 5 лучших работ будут приглашены в Москву для подведения итогов конкурса и награждения ценными призами в мае 2014 года.

Лучшие наставники участников конкурса будут приглашены в Москву для работы в научно-практическом семинаре (состоится в мае и ноябре 2014 г.).

Авторы работ, вышедших в финал, будут награждены книжными подарками, которые будут высланы по почте.

Присланные на конкурс работы после подведения итогов не возвращаются и будут храниться в специальном архивном фонде, открытом для всех желающих (оставляйте себе копии!). Лучшие работы могут быть опубликованы полностью или фрагментарно в ежегодном сборнике «Человек в истории», в периодической печати и Интернете на безгонорарной основе.

***

Конкурс «Человек в истории. Россия – ХХ век» проводится при поддержке Правительства Москвы, Фонда «Память, ответственность и будущее» (ФРГ), Фонда Михаила Прохорова (РФ), Фонда имени Генриха Бёлля (ФРГ), Фонда Фридриха Науманна (ФРГ), Исследовательского Центра «Жизнь и судьба» (Италия).

Участие в конкурсе является бесплатным.

***

Работы на конкурс должны быть отправлены до 15 марта 2014 года (по почтовому штемпелю) по адресу:

127051, Москва, Малый Каретный переулок, 12, Международный Мемориал. «На школьный конкурс».

Бесплатные консультации для участников конкурса:

Тел.: (495) 699-65-04 (с 12.00 до 17.00)

E-mail: konkurs@memo.ru

По теме:

20 января 2014
Конкурс школьных исследовательских эссе «Дети войны»

Похожие материалы

23 мая 2012
23 мая 2012
Если без метафоры «футбол – поле битвы» не обходится ни один фильм об этой игре, то без цитаты из Билла Шенкли: «некоторые думают, что футбол – это дело жизни и смерти... Уверяю вас, футбол – гораздо важнее» – не обходится ни одна уважающая себя рецензия на такие фильмы.
27 января 2014
27 января 2014
Фрагменты бесед со свидетелями блокады - воспоминания о жизни в осажденном Ленинграде с 8 сентября 1941 по 27 января 1944 г.
21 сентября 2012
21 сентября 2012
Вышел специальный номер журнала «Новое литературное обозрение» «Семиотика августа в XX веке», посвященный академическому исследованию катастроф ХХ столетия в рамках антропологического подхода.
2 декабря 2013
2 декабря 2013
Наталья Горбаневская (1936–2013) – правозащитница, поэтесса, переводчица. Интервью 17 сентября 2013 года в Москве – о детстве, семье, книгах, об атмосфере, в которой жила в школьные годы.