Всё о культуре исторической памяти в России и за рубежом

Человек в истории.
Россия — ХХ век

«Историческое сознание и гражданская ответственность — это две стороны одной медали, имя которой – гражданское самосознание, охватывающее прошлое и настоящее, связывающее их в единое целое». Арсений Рогинский
Поделиться цитатой
1 октября 2013

Не учебником единым

Фрагмент картины И. Глазунова "Вечная Россия" // svoboda.org

Работа над единым школьным учебником истории переходит в новую стадию – после официально объявленного летом «общественного обсуждения», выявления «31-го спорного вопроса»Список проблемных вопросов к единому учебнику составил историк Александр Морозов, этот перечень доступен, например, на сайте «Независимой газеты»., предложенной экспертизы «ветеранам Великой Отечественной войны» и публикации «дорожной карты» пособия, стали известны его основные тезисы, герои и даты, на которых будет строиться повествовательная канва.

Экспертам-историкам предстоит кратко и непротиворечиво ответить на вопросы, многие из которых казались неразрешимыми русской гуманитарной мысли на протяжении столетий (будет интересно узнать, в частности, о «существовании древнерусской народности» и «фундаментальных особенностях социального и политического строя России в сравнении с государствами Западной Европы»).

По намеченному плану работ, после согласования основ и приведения в порядок списка «духовных скреп», должен появиться и сам учебник – в качестве ориентира называются 2014-2015 гг. Пособие обещают сделать точно по президентским лекалам: «без внутренних противоречий и двойных толкований».

«Уроки истории» систематизируют основные публикации по теме: последние новости и аналитические статьи по проблеме.

Хронология событий в ленте СМИ:

  • О создании концепции единого учебника истории впервые заявляет Владимир Путин на заседании Совета по межнациональным отношениям 14 февраля 2013 г.

Цитата: такие учебники должны быть «рассчитаны на разные возрасты, но построены в рамках единой концепции, в рамках логики непрерывной российской истории, взаимосвязи всех ее этапов, уважения ко всем страницам нашего прошлого». // РИА-Новости

  • 23 февраля 2013 министр культуры Мединский прокомментровал заявление Путина.

Цитата. В. Мединский: «Наплодили учебников, теперь разбираемся. Мы обсуждали данную проблему на этой неделе с министром образования Дмитрием Ливановым. Эта идея встречает у него поддержку. Наверное, нужно будет сформировать ученую, рабочую группу по разработке концепции этого нового учебника истории. Туда включить и представителей Минобразования, ученых и историков, деятелей культуры. И, возможно, к осени эта рабочая группа сможет к чему-то прийти». // «Российская газета»

  • Идея, озвученную президентом и министром, активно обсуждается в СМИ, для обсуждений, интервью, круглых столов привлекаются эксперты из исторического и преподавательского сообщества, близкие каждому конкретному медиа. 
  • 4 марта 2013 г. РИА-Новости проводят круглый стол, посвящённый обсуждению учебника для представителей прессы, с участием замминистра образования и науки РФ Н. Тратьяк, директора Института всеобщей истории РАН А. Чубарьяна, руководителя комитета Госдумы по образованию А. Дегтярёва, академика, профессора РАН Ю. Пивоварова. 

Цитата. А. Чубарьян: «Нужно воспользоваться этим (разработкой учебника), чтобы навести порядок в ЕГЭ по истории. Сегодня он должен быть дифференцированным. Надо выявлять не только фактические знания, но надо понять для поступления в вуз, может ли молодой человек оценивать события. Сейчас такого там (в экзамене) нет» // ТК «Культура» / цит. по http://school.historians.ru

  • На конференции Общероссийского народного фронта в Ростове-на-Дону 29.03 В. Путин высказался о концепции: 

«Я полностью согласен с тем, что должна быть какая-то каноническая версия нашей истории. Если действительно мы будем на востоке изучать одну историю, на Урале – вторую, в европейской части – третью, это в целом может разрушать, и наверняка будет разрушать, единое гуманитарное пространство нашей многонациональной нации». // vesti.ru

  • В начале апреля состоялось заседание Российского историрческого общества, посвященное единому учебнику с участием В. Мединского, С. Нарышкина, А. Чубарьяна, ректора МГИМО А. Торкунова и др.
  • В конце мая 2013 был утвержден список членов рабочей группы по подготовке учебника, базовый вариант учебника планируется выпустить в свет 15 июня. Работа над учебником ведётся совместно с Российским истоирческим обществом, – сообщает в интервью «Известиям» А. Чубарьян.
  • 10 июня 2013 г. проект концепции учебника был представлен президиуму Российского исторического общества при ГД.
  • «Ведомости» отмечают, что эта концепция была отправлена на доработку из-за фактических ошибок.

Цитата: «Член рабочей группы по созданию единого учебника Сергей Шахрай, по его признанию, был удивлен, обнаружив в документе упоминание о существовании в СССР „сбалансированной системы разделения властей” и сменившей ее „президентской республике” в современной России». / «Эксперты переписывают историю России» // «Ведомости».

  • По итогам обсуждения в Госдуме был составлен 31 «трудный вопрос российской истории», этот перечень публикует в том числе “Независимая газета”.
  • О своей приверженности идее единого учебника заявил в начале учебного года премьер Медведев. По его мнению, историкам прежде всего необходимо «не шарахаться из стороны в сторону». Об этом пишет lenta.ru.
  • Сентябрьские новости посвящены, в основном, обсуждению «трудных вопросов», которые едва ли получается свести к общему знаменателю – это и концепция монголо-татарского ига, и обсуждение роли Ивана Грозного, Сталина, Путина, оценка реформ XIX в., Октябрьской революции и многое другое.
  • В то же время скорее о разрешении большинства «спорных вопросов» в материале пособия пишут «Аргументы и факты». Революция 17-го года и последующая Гражданская война станут единым «революционным процессом». Роль сталинских репрессий решено оценить «сдержанно» – не «кровавый палач», но и не «эффективный менеджер». / «Научный сговор» // АиФ

Цитата: «Репрессии правомерны в логике диктатуры пролетариата, которую установили в стране большевики».

  • События двух чеченских войн будут рассказаны в учебнике с позиций «научной правды», – уверяет заместитель директора Института российской истории РАН Сергей Журавлев. Кроме того, несмотря на звучавшие пожелания министра культуры «закончить учебник приходом к власти Владимира Путина в 2000-м году», было решено работать также и над материалом до 2012 года. // lenta.ru
  • 25 сентября состоялось расширенное заседание Бюро отделения Российского исторического общества, на котором учёные академии обсудили проект концепции новых учебных пособий по отечественной истории. Председателем заседания был спикер Госдумы С. Нарышкин. Выступая на встрече, он подчеркнул. что речь идёт не о едином учебнике, а о линейке учебников и образовательных ресурсов по истории для средней школы. Важным моментом концепции станет возвращение линейной формы преподавания истории. Концепция также создает условия для синхронизации курсов отечественной и мировой истории. // «Парламентская газета»

Цитата. А. Чубарьян: «Мы получили сотни писем и предложений. Это значит, что идея учебника получила не только государственное, но и общественное признание».

  • В интервью журналу Большой город секретарь рабочей группы по подготовке учебника Д. Секиринский дал комментарий: «Функция учебника – служить своего рода навигатором в современном информационном пространстве. Более того, я вам скажу, что в существующих учебниках по истории (а их у нас для всех классов более сотни) нет каких-то серьезных различий».

Цитата: Если честно, у нас не было даже дискуссий по поводу того, включать или не включать акции протеста в раздел, посвященный периоду правления Путина. Может быть, все к этому времени уже настолько устали, что никому и в голову не пришло. Здесь не нужно искать какого-то злого умысла и приукрашения действительности. // БГ

  • На настоящий момент ожидается, что к 1 ноября члены рабочей группы подготовят документ, на основании которого будет написан учебник, – сообщает polit.ru со ссылкой на Интерфакс.

Публицистические материалы:

  • М.А. Бойцов, историк-медиевист, ВШЭ «Почему не нужен единый учебник истории» // forbes.ru
  • И. Курилла. «Дорога в никуда?» // «Троицкий вариант»

Цитата: «Если единый учебник истории напишут даже „двадцать лучших историков“ (тут-то мы и узнаем их имена), очевидно, что альтернативные подходы в него не попадут, а, значит, останутся источником общественного конфликта».

  • С. Шурухт. «Единый учебник истории как исторический моментент» // «Санкт-Петербургские Ведомости»
  • И. Чубайс. «Единый учебник – это преступление против самосознания» // firstnews.ru
  • А. Попова (при участии П. Уварова, Л. Кацвы, И. Курилла) «Учитель и учебник» // lenta.ru
  • Ток-шоу «Право голоса», канал ТВЦ, тема «Единый учебник истории».
  • «Чем грозит единый учебник истории?». Историк и социолог Анатолий Голубовский о проекте учебника // Радио Свобода (аудиоподкаст)
  • «Большой Город». Дискуссия о едином учебнике истории // републикация РГГУ

Дополнительные материалы:

Подготовили Сергей Бондаренко, Наталья Колягина

1 октября 2013
Не учебником единым

Похожие материалы

15 мая 2015
15 мая 2015
Перевод главы о культуре 20–30-х гг. из современного учебника истории ХХ век для старших классов Португалии.
27 июля 2011
27 июля 2011
Портал militera.lib.ru – одно из самых крупных и, главное, открытых, русскоязычных собраний текстов в интернете, имеющих отношение к военной истории и истории войн
5 июля 2016
5 июля 2016
В апреле 2004 года на конференции «Холокост» в еврейском центре мы познакомились с журналистом, интереснейшей женщиной – Людмилой Ефимовной Эппель. За чашкой чая разговорились о ее работе, содержании ее статей, и она рассказала о своих родителях. Ее рассказ заинтриговал нас, и мы решили встретиться с этой пожилой супружеской парой, чтобы поподробнее узнать историю их жизни.
11 ноября 2014
11 ноября 2014
С самого начала существования Школьного конкурса для нас была принципиально важной публикация лучших работ школьников. Каждый год мы выпускаем по одной книге, содержащей исследования этого года или тематическую подборку работ. В этом разделе представлены все русскоязычные издания Конкурса.