Всё о культуре исторической памяти в России и за рубежом

Человек в истории.
Россия — ХХ век

«Если мы хотим прочесть страницы истории, а не бежать от неё, нам надлежит признать, что у прошедших событий могли быть альтернативы». Сидни Хук
Поделиться цитатой

О новом издании повести В. Драгунского «Он упал на траву»

Дайджест
22 марта 2013

После интервью критика Галины Юзефович взялась перечитывать Драгунского – ищу устаревшие реалии, которые требуют объяснения. Казалось бы, чему там устаревать? Оказывается, многому. Космос ушел с первых страниц газет, а значит, потерял свое место в разговорах взрослых и дворовых играх детей; изменились игры, да и сам двор – некогда безопасный сквозной мир с обитаемой мусоркой, где можно найти запчасти к ракете, или открытой настежь дверью в домоуправление (см. фильм «Я шагаю по Москве», герои которого, кажется, общаются между собою исключительно крича из распахнутого окна на улицу); коммунальная квартира и снующие по коридору взрослые с горячими чайниками в руках; песня «Ландыши, ландыши» за стеной и долгожданное получение отдельной жилплощади. Красноармейцы, которые бьются против белых (или фашистов? у героя рассказов по этому вопросу нет ясности: во время кинофильма «Алые звезды» весь его класс палит из своих пистолетов в экран, целясь по тем и другим). Глядишь – жизнь Дениски Кораблева и Мишки Слонова действительно потребует издания специального справочника.

Собственно-историческая повесть Драгунского «Он упал на траву», которая вышла в издательстве «Самокат», так и опубликована – с послесловием историка Станислава Дудкина, в четверть объема самого произведения. «Как это было» – книжная серия о Великой отечественной войне, в которой художественный текст снабжен обширнейшим приложением с картами, фотографиями и поэтапной историей операций под Москвой и Наро-Фоминском. Повесть, оформленная таким образом, выступает в роли военного документа; между ней и читателем устанавливаются отношения прежде всего просветительские.

Самостоятельный и подробный комментарий использует текст Драгунского в качестве иллюстрации.

“Четыре ладные девочки с узенькими талийками вели под уздцы допотопное чудище,”

– уличная зарисовка маневров удивительного уже для сороковых годов дирижабля влечет за собой историю маскировки архитектуры Москвы перед воздушными ударами; картина бредущих от немецкого наступления людей со скарбом сопровождает анализ расстановки сил и изложение сути операции «Тайфун»; удалой танец ополченца Гришки по прозванию Каторга под реющим немецким самолетом дополняется фотокопией сброшенной с самолета листовки. В самой повести незадолго до знакового танца под пулями главный герой пытался побить Гришку за похабные замечания, которые тот опускал при чтении фронтовых сводок. Гришка обещал главного героя зарезать и плясал перед ним с финским ножом. 

В 1960-х годах, во время первых публикаций повести, Гришку Каторгу немного сокращали (о чем рассказывает редактор серии, Илья Бернштейн) из цензурных соображений. Кроме этих фрагментов, резали жалобы главного героя на недолжное качество выданного инвентаря («какая беспримерная сволочь равнодушно подсунула нам эти лопаты») при помощи которого он, не годный к военной службе, копает заграждения под Москвой; ограничивали намеки на чувственное влечение, упоминания о солдатской грубой речи. В «Самокате» выпущен вариант, наиболее близкий к авторскому замыслу.

Повесть «Он упал на траву» почти автобиографическая – во всяком случае, на фронт Драгунского, как и его героя, не взяли; он тоже служил в театре, и ключ от квартиры в почтовом ящике будущему Александру Галичу, упомянутому в повести под своей настоящей фамилией, действительно оставлял. Из нее можно узнать о стремительном начале войны, об огромных потерях среди красноармейцев и добровольцев – стариках, юношах, близоруких, хромых и увечных, которые обороняли Москву, окапывая ее занозистыми и неуклюжими инструментами. И эти факты, непарадные факты войны, оттесняют внимание читателя от литературного устройства повести – от любовной линии, которая делится на трое, от рефрена, соединяющего гражданскую войну с отечественной, – революционной песни, не совсем точная строчка которой дает название повести. Песню «Там вдали, за рекой» поют ополченцы, отправляясь в вагонах на рытье оборонных окопов, она крутится в голове у героя, когда по дороге к Москве гибнет его товарищ, ее строчки, переставшие быть стихотворными, оформляют его размышления по дороге на новую медкомиссию. Кроме фактуры, в повести Драгунского живет история о том, как существующие в голове персонажа художественные образцы из прошлого будто бы одушевляются вновь обретенным военным опытом – в данном случае, опытом личной утраты.

В детской прозе Драгунского мало следов давно закончившейся войны («Денискниы рассказы» выходили с 1959-го). В катящейся и гремящей быстрой детской жизни живут военные игры и школьные спектакли про поимку шпионов, однако действительное столкновение с ее приметами автор бережет для особого случая. Воспоминания отца о московском голоде из «Арбузного переулка», тяжелая фронтовая похвала «Человека с голубым лицом», орденские планки хозяина канарейки, победившей на конкурсе птичьих вокалистов. Среди смешных происшествий, школьных случаев и путаницы, в «Денискиных рассказах» спрятаны ошеломления. Почти каждая история – это моментальный контрастный снимок чувства, впервые встреченного человеком; а весь цикл – азбука детских эмоциональных потрясений. Про которые мало что можно объяснить – да аналитичность и не свойственна детскому взгляду; поэтому, совершенно отдавшись смутному ощущению ужаса от военных воспоминаний отца, доедает герой в бессознательном состоянии молочную лапшу, и отец молча сжимает его руку после представления, на котором девочка на шаре не появилась.

Может, читатели младшего школьного возраста действительно не поймут про тесноту в коммуналках, или про дворовую радость по поводу запуска ракеты «Восток». Зато про светлячка, или про плюшевого «Друга детства» точно должны понять.

По теме:

Ещё можно успеть

Где: Бохум, Германия
Когда: -
Заявки до:

Университет Бохума (Германия) организует коллоквиум по киноведению и науке о телевидении, в рамках которого планируется представление исследовательских и диссертационных проектов.
Желающие должны подать заявку на сайте.

Где: Потсдам, Германия.
Когда: -
Заявки до:

Центр современной истории (Потсдам, Германия) организует конференцию, посвящённую национал-социалистическим фильмам в послевоенной Германии.
Какие моральные категории и мерки применялись для их оценки? Как повлияли на неё значительные события, как например разделение Германии?
Желающие должны прислать тезисы на адрес:
classen@zzf-potsdam.de и william.niven@ntu.ac.uk

Где: Левен, Бельгия.
Когда: -
Заявки до:

Католический университет Левена (Бельгия) организует конференцию, посвящённую исследованию фильмографии времён Второй Мировой войны с помощью анализа данных, вычислительных методов и компаративных исследований.
В фокусе — цифровые инструменты при исследовании распространения, представления и потребления фильмов на локальном, национальном и наднациональном уровне.
Желающие должны прислать тезисы на адрес:
roel.vandewinkel@kuleuven.be

Где: Берн, Швейцария
Когда: -
Заявки до:

Бернский университет (Швейцария) принимает заявки на предоставление аспирантских стипендий для написания диссертаций в рамках проекта “Хип-хоп как транскультурный феномен: элементы ямайской и мексиканской культур в американском хип-хопе”.
Желающие должны прислать необходимые документы на адрес:
keith.cann@hist.unibe.ch

Где: Вена, Австрия
Когда: -
Заявки до:

В 2018 году в Вене состоится конференция, посвящённая последствиям Первой Мировой войны для еврейского населения Европы.
Каким образом страны-преемники распавшихся империй рассматривали евреев в политическом и правовом смысле? Как решались вопросы гражданства? Какую роль сыграли евреи в революционных переворотах?
Желающие должны прислать тезисы на адрес:
sabine.hoedl@injoest.ac.at

Где: Эркнер, Германия.
Когда: -
Заявки до:

Институт исследования общества и пространства им. Лейбница (Эркнер, Германия) организует конференцию, посвящённую некоторым аспектам социалистической архитектуры в эпоху Холодной войны, а именно культурному обмену между “глобальным Югом” и социалистическим лагерем в сфере архитектуры.
Какие акторы, институции и организации микро-, мезо- и макроуровня подвизались на проектировании зданий и городов? Каковы география, сроки и типология застройки? Каким образом происходило приспособление архитектурных проектов к  местным условиям (климат, экономика, культура)?
Желающие должны прислать тезисы на адрес:
Andreas.Butter@leibniz-irs.de и Monika.Motylinska@leibniz-irs.de.

Где: Лейпциг, Германия.
Заявки до:

Научный кампус им. Лейбница (Лейпциг, Германия) принимает заявки на предоставление стипендий для написания диссертаций по проекту “Восточная Европа — глобальный ареал”, в фокусе которого находятся исторические и современные процессы глобализации.
Желающие должны прислать тезисы на адрес:
leibniz-eega@ifl-leipzig.de

Где: Сорренто, Италия.
Когда: -
Заявки до:

Институт Святой Анны (Сорренто, Италия) организует конференцию, в цели которой входит реконструкция истории, политики и топографии лагеря беженцев в Фоссоли и других лагерей в Европе и Средиземноморье.
Желающие должны прислать тезисы на адрес:
matteo.cassani2@unibo.it, roberta.mira@unibo.it и daniele.salerno@unibo.it.

Где: Дармштадт, Германия
Заявки до:

Немецкий институт Польши (Дармштадт, Германия) принимает заявки на предоставление стипендий для исследовательских стажировок в области польской беллетристики и её немецких переводов, германо-польских отношений, польской культуры и истории, немецкой беллетристики в польском переводе.

Где: Дрезден (Германия)
Заявки до:

Культурологический журнал “Kulturwissenschaftliche Zeitschrift” приглашает представителей всех культурологических направлений и дисциплин к публикации на своих страницах.
Желающие опубликовать результаты собственных исследований в первом выпуске 2018 года должны загрузить рукопись на сайт журнала.

Где: Нант, Франция
Когда: -
Заявки до:

Университет Нанта (Франция) организует конференцию, посвящённую европейским миграционным сообществам XXI века.
Некоторые аспекты: коллективная память и историческая политика — в какой мере тема трудовой миграции в Европе находится в современной повестке дня? Сохраняются ли памятники об этом в архивах и музеях?
Желающие должны прислать тезисы по адресу:
dirk.rupnow@uibk.ac.at, gwenola.sebaux@wanadoo.fr, zaihia.zeroulou@univ-lille1.fr, youssoufi.meryem@gmail.com и Bettina.Severin-Barboutie@geschichte.uni-giessen.de.

Где: Кёльн, Германия.
Когда:
Заявки до:

Кёльнский университет (Германия) организует конференцию под названием “Критика цифрового разума”.
В её рамках состоится мастер-класс, посвящённый технологиям обработки звука и их применении в гуманитарных дисциплинах.
Цель конференции — научно-информационный обмен между гуманитариями и технологами. Желающие должны прислать тезисы на адрес:
sprachwissenschaft@uni-koeln.de.