Всё о культуре исторической памяти в России и за рубежом

Человек в истории.
Россия — ХХ век

«Историческое сознание и гражданская ответственность — это две стороны одной медали, имя которой – гражданское самосознание, охватывающее прошлое и настоящее, связывающее их в единое целое». Арсений Рогинский
Поделиться цитатой
30 апреля 2009

Памятник убитым евреям Европы / Мемориал уничтоженным евреям Европы (Берлин)

"Мемориал убитым евреям Европы". Источник фото: holocaust-mahnmal.de

Мемориал, посвященный трагедии Холокоста, был построен в 2003 — 2005 гг. по проекту архитектора Питера Эйсенмана.

Он был возведен в историческом и культурном центре Берлина, недалеко от здания Рейхстага, по соседству с посольствами, различными достопримечательностями столицы, что глубоко символично — это подчеркивает его общественный характер, обращенность ко всем гражданам, а также признание Холокоста частью национальной немецкой истории. Важно также само название памятника — «мемориал уничтоженным евреям Европы», что, во-первых, подчеркивает масштаб события (холокост не связан исключительно с Германией), а во-вторых, означает отказ от теоретизаций (слово «холокост» (жервта через огонь) неслучайно отсутствует в названии, ведь в истории изучения прошлого это один из способов наименования случившегося; существуют также другие понятия, например, «шоа» – катастрофа).

Памятник имеет интересную архитектурную организацию — он представляет собой площадь, заставленную 2711 бетонными стелами, высотой от 0 до 4 метров, шириной 0,95 м и длиной 2, 38 м каждая, стелы установлены под углом от 0,5 до 2 градусов. Это особым образом организованное пространство, наполненное объектами кубической формы, оставляет посетителя этого места один на один с собственными знаниями о событии, заставляет задуматься о масштабах и смысле трагедии, при этом не давая прямых подсказок, как этот монумент интерпретировать, не диктуя определенного прочтения. Зритель волен самостоятельно бродить среди бетонных стел, в любое время (мемориал открыт для посещения круглосуточно), без определенного заданного маршрута, воспринимая мемориал и раздумывая над темой, которой он посвящен, исходя из собственных культурных установок. Памятник дает возможность обратиться к реальности прошлого, но не предписывает и не артикулирует специального сценария такого обращения.

На подземном уровне мемориала находится информационный центр, дающий посетителю информацию о масштабах Трагедии — здесь собраны сведения о жертвах, местах уничтожения, памятных местах. Но важно, что сам монумент не использует «подсказок» — он призван аккумулировать уже имеющиеся у зрителя представления о Шоа, создает особое медитативное пространство, позволяющее посетителю остаться один на один со своими переживаниями. Примечательно, что подобный подход к созданию «места памяти» соотносится с представлениями современных историков, философов, психологов, занимающихся проблемами передачи травматического опыта, — они говорят о принципиальной невозможности рассказать, транслировать, любым иным способом поделиться с человеком со стороны воспоминаниями о травме (см., например, реферат книги Джорджо Агамбена «Что останется от Аушвица. Архив и свидетельство», подготовленный Борисом Дубиным). Мемориал, таким образом, не учит истории, не опирается на следы чего-то бывшего в этом месте, но работает с дискомфортом памяти о событии, не поддающемся рациональному осмыслению.

 

 

30 апреля 2009
Памятник убитым евреям Европы / Мемориал уничтоженным евреям Европы (Берлин)

Похожие материалы

22 декабря 2015
22 декабря 2015
Конкурс на лучший проект памятника жертвам политических репрессий прошёл без особых дискуссий, победитель объявлен, и нам остаётся лишь типично российское развлечение — выборы с заранее известным победителем. Писатель и архитектурный критик Владимир Паперный, автор книги «Fuck Context», рассуждает о конкурирующих проектах.
24 апреля 2015
24 апреля 2015
В архивах Имперского военного музея в Лондоне нашли и смонтировали рабочие материалы документального фильма Сидни Бернштайна - «German Concentration Camps Factual Survey» («Факты о немецких концентрационных лагерях») режиссёрскую работу Альфреда Хичкока, соединяющую в себе плёнки военных операторов, снимавших освобождение нацистских концлагерей в конце Второй Мировой войны.
30 апреля 2014
30 апреля 2014
На примерах из Museo Diffuso, Имперского военного музея в Лондоне, Яд Вашема и памятных центров Берген-Бельзен и Нойенгамме немецкий культуролог Штеффи де Ёнг исследует вопрос о соотношении материальных реликтов и видео-свидетельств очевидцев.
31 октября 2011
31 октября 2011
В материале двух музейных экспертов Михаила Гнедовского и Никиты Охотина рассказывается о мировом опыте создания и существования «негативных» исторических экспозиций.