Всё о культуре исторической памяти в России и за рубежом

Человек в истории.
Россия — ХХ век

«Если мы хотим прочесть страницы истории, а не бежать от неё, нам надлежит признать, что у прошедших событий могли быть альтернативы». Сидни Хук
Поделиться цитатой

«Пути следования»

Российские школьники о миграциях, эвакуациях и депортациях XX века
Обложка сборника

Urokiistorii публикуют сборник школьных исторических исследований, изданного в 2011 г. В сборник «Пути следования» вошли работы российских школьников, поступившие на Всероссийский исторический конкурс «Человек в истории. Россия–XX век» в 2009-2011 гг. Исследования ребят рассказывают о перемещениях и переездах жителей России в ХХ веке, чаще всего совершавшихся не по своей воле.

«У нас в селе проживают и ветераны Великой Отечественной войны, и малолетние узники фашизма, и «восточные» рабочие, которых насильно увозили на каторжные работы в Германию. Конечно, этих людей становится все меньше и меньше.

Сначала я задумала написать о ветеранах, которых в селе осталось всего пять человек. Но когда стала собирать материал и встретилась с ними, то признаюсь честно, что-то у меня никакой работы не получилось. Почему, даже сама не знаю. Наверное, потому что их рассказы были какие-то одинаковые»

Татьяна Симонова, с. Мастюгино Воронежской обл.

«Татьяна Тимофеевна говорит, что жалеет о том, что ее жизнь была именно такой. Но все-таки, нам кажется, что и ее «обычная» судьба дает ей право быть частью большой истории…»

Алина Картавцева, г. Воронеж

«А началось всё с того, что в 2007 году, расспрашивая родственников, я узнала, что дедушка моей двоюродной сестры отсидел в лагере 10 лет. На мои вопросы, за что же он сидел, все пожимали плечами: «Время было такое». Тогда я укрепилась в решении выяснить причину его осуждения. Ведь 10 лет – это такой большой срок, целых 3650 дней в неволе»

Галина Менкеева, г. Элиста, Республика Калмыкия

Основные причины и история перемещений отражены в содержании сборника; исследовательские работы оказались распределены в нём по следующим группам:

В ссылку, в лагерь…

  • Криворучко О. «Я не имею основания жаловаться на судьбу…»
  • Звягина К., Лаврова М. Живая история (Страницы жизни Капиталины Петровны Оглоблиной-Аксеновой)
  • Скрябин Б. Солдата расстреляли, семью сослали…
  • Картавцева А. Долгое возвращение домой
  • Молчанова А., Носкова А. «Все это было, было, было…»

«По национальному признаку» [история депортаций]

  • Гайдук В. Судьбы репрессированных финнов
  • Бакаева К., Менкеева Г.  Жизнь долго не сменяла гнев на милость…
  • Кондакова Н. «Да вроде так все и должно быть…» (История жизни Доры Ивановны Павловой – спецпереселенки из Крыма)
  • Карчёмкин Д. Возможность говорить открыто

В эвакуацию

  • Шардакова М. «Свои или чужие?» Эвакуированные ленинградцы в Челябинске (1941-1948 гг.)
  • Герасимова Ю. Ленинградский блокнот моей прабабушки Надежды Михайловны Шустовой
  • Васильева Е. Эвакуация: документы рассказывают

«Идет в Германию наш эшелон» [история остарбайтеров]

  • Камышов В. «В Германии осталась наша молодость…»
  • Симонова Т. «Как мы выжили»

Встречи и проводы

  • Побожьев А. «Не по течению, а в пучине волн…»
  • Онучина О. «Лишь бы не было войны» (Жизнь северной глубинки после войны)

Покидая родные места

  • Пименова А. «Рок черту свою подводит близ тебя, Харбин…»
  • Вахрушева А. Фактория Сым – территория жизни?
  • Доильницына О. «От сессии до сессии живут студенты весело»
  • Губанов А., Петрова А. Привет из Шестиозерья
  • Ткачева Д. Елена из «Славянского дома» (современная история Абхазии глазами очевидцев)
  • Картошкин В. Вокзал для всех (Вокзал в истории города и его жителей)

«Пишу вам уже третье письмо…» [история Чеченской войны]

  • Швец В. Служили в Чечне три товарища
  • Барыкина М. Командировки на войну
  • Бондаренко А., Селина О., Шищенко О. 100 писем рядового Виталия Зайцева

Никита Соколов. Семейная мера века.

В этот сборник вошли лучшие из нескольких тысяч работ, присланных в 2009-2011 годах старшеклассниками на Всероссийский исторический конкурс общества «Мемориал» «Человек в истории. Россия–XX век».

Сочинения, отмеченные жюри, сами собой объединились под общий заголовок «Пути следования». И действительно, столетие радикальной ломки общественного быта и встроенных в него частных судеб наиболее точно обнимается этим канцелярским клеймом подневольного перемещения. Не случайно «героем» одной из работ стал вятский вокзал. В совокупности эти изыскания дают почти исчерпывающий охват самых «торных» дорог, пройденных нашими соотечественниками. От смертного пути раскулаченных «спецпоселенцев» до недавних чеченских «командировок» пермских миллиционеров. посредине помещаются мытарства остарбайтеров, угнанных на работы в Третий рейх, депортированных под Лихославль финнов-ингерманландцев, высланных в Сибирь калмыков и крымских болгар, эвакуированных ленинградских блокадников, тщетно чаявших найти теплый приют на Урале.

Перемещение по собственной воле в этом изуродованном социальном пространстве – всегда бунт и преступление. От авантюрного бегства без всяких документов из-под надзора поселенческой комендатуры до послевоенного исхода крестьянских детей из колхозного рабства в город с паспортами, добытыми обманным путем. Но и побег не всегда приносил спасение русским беженцам, скрыться не удавалось даже в китайском Харбине. А посеянные в первую половину XX века семена ненависти и в наши дни не дали спокойно жить тем, кто из холодного Магадана перебрался в теплую Абхазию.

Непритязательные ученические сочинения читаются на одном дыхании и представляют большую по нашему времени ценность. Опрашивая оставшихся немногих свидетелей, дети безыскусно обобщают исторический опыт, который без них был бы безвозвратно утерян. Утерян еще и в результате целенаправленных усилий тех, кто непремнно желает представить «советскую цивилизацию» временем исключительно «побед и свершений». Но есть надежда, что семейная память, пронзительно и остро запечатлевшая тяжелые «пути следования», убережет новые поколения от соблазна строить светлое будущее такой ценой.

<Пути следования: Российские школьники о миграциях, эвакуациях и депортациях XX века. М.: Мемориал; Новое издательство, 2011. — 392 с.: ил.>

Ниже представлены полные тексты школьных работ, опубликованные в сборнике.

«Пути следования»
Российские школьники о миграциях, эвакуациях и депортациях XX века

Похожие материалы

21 июня 2010
21 июня 2010
Конференция, посвященная мемориальной и музейной исторической политике, пройдёт в Берлине с 1 по 3 июля 2010 г.
1 апреля 2015
1 апреля 2015
Московские будни 1920-х, научная работа и судьба репрессированных учёных-гуманитариев и интеллектуалов — Г. Г. Шпета, Б. И. Ярхо, М. А. Петровского и А. Г. Габричевского