Всё о культуре исторической памяти в России и за рубежом

Человек в истории.
Россия — ХХ век

«Если мы хотим прочесть страницы истории, а не бежать от неё, нам надлежит признать, что у прошедших событий могли быть альтернативы». Сидни Хук
Поделиться цитатой
10 августа 2011

Как работать с фотографиями?

© Stiftung Haus der Geschichte der Bundesrepublik Deutschland
Фотография с Нюрнбергского трибунала. © Stiftung Haus der Geschichte der Bundesrepublik Deutschland

Фотографии – возможно, наиболее привлекательный источник на уроках истории. С начала 19 века фотографии поставляют нам огромное число правдоподобных визуальных образов, связанных с различными аспектами истории, включая социальную жизнь, войны, портреты, технические изобретения, политические события и т.д.

С одной стороны, будучи визуальными источниками, фотографии предлагают учащимся информацию в более привлекательной форме, чем тексты, хотя бы даже потому, что воспринимаются они гораздо проще, чем длинные и сложные письменные источники.

С другой стороны, фотографии необходимо «вопрошать», чтобы их понять. Без тщательного анализа даже самые интересные фотографии могут остаться закрытыми для исторического исследования. Другими словами, необходимо поставить вопросы и задания, которые помогли бы фотографии «рассказать историю».

Вот примерный алгоритм работы с фотографией:

  • Опишите, что вы видите на фотографии. Пожалуйста, уделите достаточно времени такому описанию – даже мельчайшая деталь может иметь большое значение.
  • Какие объекты запечатлены на фотографии? Какие из них, по вашему мнению, автор хотел выделить? Почему?
  • Что делают люди, представленные на фотографии?
  • Обратите особое внимание, если люди, изображённые на фото, специально принимают позу. Подумайте, почему именно в этом месте и именно в это время появился человек с фотоаппаратом?
  • Содержится ли в фотографии текстовая информация: плакаты, реклама, подписи?
  • Если время снимка неизвестно, постарайтесь всеми возможными способами выяснить возможное время его появления.
  • Всегда принимайте во внимание, как фотография связана с другими источниками информации (текстами, статистическими сведениями, мультипликацией и т.д.), и постарайтесь сформулировать общую идею.
  • Если разные источники друг другу противоречат, постарайтесь разобраться, почему так происходит. Какую новую информацию можно извлечь из противоречия источников? Какой из них кажется вам наиболее достоверным и почему?
  • Какую максимальную информацию можно получить, рассматривая фотографию? На какие вопросы фотография не может ответить? Какая информация отсутствует?

 

Источник:

How to work with photos? // Euroclio

Дополнительные материалы:

Альф Людтке. Как работать с историческими фотографиями. Интерпретация изображений

10 августа 2011
Как работать с фотографиями?

Похожие материалы

21 июня 2013
21 июня 2013
Для тех, кто не знает, что такое сагыз, не ел бешбармык и никогда не мыл руки в кумгане, – рассказ шестиклассника Симура Киямова (Калининская средняя общеобразовательная школа), построенный на предметах из семейного собрания. Из работ фотоконкурса «Мемориала»
26 мая 2016
26 мая 2016
За время существования конкурс оброс историей, друзьями иогромным количеством собственных материалов. Мы собрали многое из того, что публиковалось на сайте «Уроки истории» и других СМИ, звучало с трибуны или на радио про конкурс, о его участниках и идеологии.
17 ноября 2009
17 ноября 2009
Доктор исторических наук и профессор РГГУ Галина Ивановна Зверева рассказала о возможностях внеклассной работы школьников (опираясь на опыт исторического конкурса для старшеклассников «Человек в истории. Россия ХХ век») и о том, что даёт школьнику многомерная картина истории. Ниже – конспект семинара с учителями Конкурса: об истории как полноте опыта, составлении вопросника к интервью, микроистории и горизональных связях.

Последние материалы