Всё о культуре исторической памяти в России и за рубежом

Человек в истории.
Россия — ХХ век

«Если мы хотим прочесть страницы истории, а не бежать от неё, нам надлежит признать, что у прошедших событий могли быть альтернативы». Сидни Хук
Поделиться цитатой
10 августа 2011

Как работать с фотографиями?

© Stiftung Haus der Geschichte der Bundesrepublik Deutschland
Фотография с Нюрнбергского трибунала. © Stiftung Haus der Geschichte der Bundesrepublik Deutschland

Фотографии – возможно, наиболее привлекательный источник на уроках истории. С начала 19 века фотографии поставляют нам огромное число правдоподобных визуальных образов, связанных с различными аспектами истории, включая социальную жизнь, войны, портреты, технические изобретения, политические события и т.д.

С одной стороны, будучи визуальными источниками, фотографии предлагают учащимся информацию в более привлекательной форме, чем тексты, хотя бы даже потому, что воспринимаются они гораздо проще, чем длинные и сложные письменные источники.

С другой стороны, фотографии необходимо «вопрошать», чтобы их понять. Без тщательного анализа даже самые интересные фотографии могут остаться закрытыми для исторического исследования. Другими словами, необходимо поставить вопросы и задания, которые помогли бы фотографии «рассказать историю».

Вот примерный алгоритм работы с фотографией:

  • Опишите, что вы видите на фотографии. Пожалуйста, уделите достаточно времени такому описанию – даже мельчайшая деталь может иметь большое значение.
  • Какие объекты запечатлены на фотографии? Какие из них, по вашему мнению, автор хотел выделить? Почему?
  • Что делают люди, представленные на фотографии?
  • Обратите особое внимание, если люди, изображённые на фото, специально принимают позу. Подумайте, почему именно в этом месте и именно в это время появился человек с фотоаппаратом?
  • Содержится ли в фотографии текстовая информация: плакаты, реклама, подписи?
  • Если время снимка неизвестно, постарайтесь всеми возможными способами выяснить возможное время его появления.
  • Всегда принимайте во внимание, как фотография связана с другими источниками информации (текстами, статистическими сведениями, мультипликацией и т.д.), и постарайтесь сформулировать общую идею.
  • Если разные источники друг другу противоречат, постарайтесь разобраться, почему так происходит. Какую новую информацию можно извлечь из противоречия источников? Какой из них кажется вам наиболее достоверным и почему?
  • Какую максимальную информацию можно получить, рассматривая фотографию? На какие вопросы фотография не может ответить? Какая информация отсутствует?

 

Источник:

How to work with photos? // Euroclio

Дополнительные материалы:

Альф Людтке. Как работать с историческими фотографиями. Интерпретация изображений

10 августа 2011
Как работать с фотографиями?

Похожие материалы

7 ноября 2014
7 ноября 2014
Я часто расспрашивала бабушку, как она жила, когда была маленькой, но разговор всё время переводился на другую тему. Со временем, когда я стала взрослеть, бабушка становилась более разговорчивой. Но некоторые моменты своей жизни она смогла рассказать только сейчас.
25 апреля 2017
25 апреля 2017
Для победителей конкурса мы ежегодно устраиваем специальную школу-академию, на которой проводим лекции, водим ребят на экскурсии, предлагаем поучаствовать в исторических дебатах и написать эссе. О нескольких днях школы, предшествующих церемонии, - в нашем небольшом отчёте.
10 августа 2009
10 августа 2009
23 апреля 2015
23 апреля 2015
Анализ уникального источника — тетради с записями песен, ходивших среди остарбайтеров и военнопленных в Германии. Работа-победитель XVI школьного Конкурса Мемориала

Последние материалы