Всё о культуре исторической памяти в России и за рубежом

Человек в истории.
Россия — ХХ век

«Историческое сознание и гражданская ответственность — это две стороны одной медали, имя которой – гражданское самосознание, охватывающее прошлое и настоящее, связывающее их в единое целое». Арсений Рогинский
Поделиться цитатой
10 августа 2011

Как работать с фотографиями?

© Stiftung Haus der Geschichte der Bundesrepublik Deutschland
Фотография с Нюрнбергского трибунала. © Stiftung Haus der Geschichte der Bundesrepublik Deutschland

Фотографии – возможно, наиболее привлекательный источник на уроках истории. С начала 19 века фотографии поставляют нам огромное число правдоподобных визуальных образов, связанных с различными аспектами истории, включая социальную жизнь, войны, портреты, технические изобретения, политические события и т.д.

С одной стороны, будучи визуальными источниками, фотографии предлагают учащимся информацию в более привлекательной форме, чем тексты, хотя бы даже потому, что воспринимаются они гораздо проще, чем длинные и сложные письменные источники.

С другой стороны, фотографии необходимо «вопрошать», чтобы их понять. Без тщательного анализа даже самые интересные фотографии могут остаться закрытыми для исторического исследования. Другими словами, необходимо поставить вопросы и задания, которые помогли бы фотографии «рассказать историю».

Вот примерный алгоритм работы с фотографией:

  • Опишите, что вы видите на фотографии. Пожалуйста, уделите достаточно времени такому описанию – даже мельчайшая деталь может иметь большое значение.
  • Какие объекты запечатлены на фотографии? Какие из них, по вашему мнению, автор хотел выделить? Почему?
  • Что делают люди, представленные на фотографии?
  • Обратите особое внимание, если люди, изображённые на фото, специально принимают позу. Подумайте, почему именно в этом месте и именно в это время появился человек с фотоаппаратом?
  • Содержится ли в фотографии текстовая информация: плакаты, реклама, подписи?
  • Если время снимка неизвестно, постарайтесь всеми возможными способами выяснить возможное время его появления.
  • Всегда принимайте во внимание, как фотография связана с другими источниками информации (текстами, статистическими сведениями, мультипликацией и т.д.), и постарайтесь сформулировать общую идею.
  • Если разные источники друг другу противоречат, постарайтесь разобраться, почему так происходит. Какую новую информацию можно извлечь из противоречия источников? Какой из них кажется вам наиболее достоверным и почему?
  • Какую максимальную информацию можно получить, рассматривая фотографию? На какие вопросы фотография не может ответить? Какая информация отсутствует?

 

Источник:

How to work with photos? // Euroclio

Дополнительные материалы:

Альф Людтке. Как работать с историческими фотографиями. Интерпретация изображений

10 августа 2011
Как работать с фотографиями?

Похожие материалы

7 ноября 2014
7 ноября 2014
Имена и судьбы многих героев Сталинграда мы уже никогда не узнаем. В числе защитников цитадели на Волге был и уроженец Троицка, школьный учитель и мой двоюродный дед – Бари Саитович Гизатуллин
11 октября 2016
11 октября 2016
Михаил Мельниченко о перезапуске «Прожито», новых горизонтах проекта, роли дневников в образовании, личном отношении к личным текстам и выходе в оффлайн
26 декабря 2016
26 декабря 2016
Данная работа раскрывает личность протоиерея Георгия Эдельштейна, члена Московской Хельсинкской группы, например, такие жизненные этапы, как: восстановление им храма в Карабаново и написание открытого письма к Патриарху Алексию I.
22 мая 2016
22 мая 2016
Я выяснил, что во втором томе «Книги Памяти» Тверской области, на странице 264, опубликована короткая, в шесть строк, запись о моем прадеде, Вениамине Михайловиче Романове. Всего шесть строк, а что за этими строками? Какая жизнь прожита моим прадедом? Я поговорил с бабушкой и узнал, что мой прадедушка был осужден за участие в «фашистской террористической группировке»

Последние материалы