Всё о культуре исторической памяти в России и за рубежом

Человек в истории.
Россия — ХХ век

«Если мы хотим прочесть страницы истории, а не бежать от неё, нам надлежит признать, что у прошедших событий могли быть альтернативы». Сидни Хук
Поделиться цитатой
9 августа 2011

Как работать с визуальными источниками?

Фарфоровый сервиз. 1945 г. Фабрика Фюстенберга (Германия). © Stiftung Haus der Geschichte der Bundesrepublik Deutschland

В результате «визуального поворота» в исторической культуре чрезвычайно увеличилось число визуальных импульсов на уроках истории (рисунки, фотографии, живописные работы и т.д.).

Чтобы удостовериться, что все эти импульсы не только иллюстрируют историю, но действительно становятся визуальными источниками, необходимо сопроводить их вопросами и заданиями.

Ниже вы найдёте несколько общих советов по работе с визуальными (или иконическими) историческими источниками.

  • Кто автор иконического источника?
  • Какие цвета преобладают в визуальном источнике?
  • Есть ли что-то на обратной стороне?
  • Что находится на переднем и заднем плане?
  • Где расположены люди или объекты? Каково их расположение (слева, справа, вверху, внизу)?
  • Изображены ли люди? Какую роль в визуальном источнике играет их возраст?
  • Каково отношение автора к содержанию визуального источника (предпочтение, критика и т.д.)?
  • Каковы реалистические черты источника?
  • Что в изображаемом выходит за реалистические границы?
  • Какие настроения / чувства / эмоции / впечатления вызывает визуальный источник лично у вас?
  • Содержит ли визуальный источник какое-то открытое сообщение? Если да, каково оно?
  • Содержит ли визуальный источник скрытое сообщение? Если да – какое?
  • Что означал визуальный источник для тех, кто мог его видеть в то время, когда он был создан?
  • Что значит он для тех, кто видит его сегодня?
  • Какова разница между современной («тогда») и временной («сейчас») интерпретацией этого визуального источника?

Источник:

How to work with visual sources? // Euroclio

9 августа 2011
Как работать с визуальными источниками?

Похожие материалы

25 июня 2010
25 июня 2010
Немецкий историк, специалист по истории повседневности, Альф Людтке рассказывает о значении и коварстве фотографий в исторических исследованиях: они являются надёжным и наглядным источником знания о прошлом, но при этом способны манипулировать реальностью
6 марта 2017
6 марта 2017
Государственный музей обороны и блокады Ленинграда выпустил сборник статей по работе с одной из самых сложных и болезненных тем в школьном курсе истории ХХ века – Блокаде Ленинграда. «УИ» публикуют электронный вариант сборника-методички вместе с фрагментом вступительной статьи от А. Д. Раппопорт и Н.Г. Шейко
7 ноября 2014
7 ноября 2014
Имена и судьбы многих героев Сталинграда мы уже никогда не узнаем. В числе защитников цитадели на Волге был и уроженец Троицка, школьный учитель и мой двоюродный дед – Бари Саитович Гизатуллин
16 мая 2012
16 мая 2012
Историческая работа любого вида имеет дело с источниками: из них мы черпаем знания, а их интерпретация определяет то, как мы видим историю. В этом материале представлены виды исторических источников и даются советы, как их интерпретировать. Вместо того, чтобы предоставить готовые рецепты, данная глава приведет читателя в мастерскую историка, где конкретные примеры станут стимулом к толкованию источников.

Последние материалы