Всё о культуре исторической памяти в России и за рубежом

Человек в истории.
Россия — ХХ век

«Если мы хотим прочесть страницы истории, а не бежать от неё, нам надлежит признать, что у прошедших событий могли быть альтернативы». Сидни Хук
Поделиться цитатой
20 июля 2011

Места памяти/места забвения: школьный проект по созданию исторических видеосюжетов

Во время проведения академии-школы для победителей школьного конкурса «Человек в истории. Россия — ХХ век», приглашенных в Москву, была организована городская игра по историческому ориентированию. В финале участники сняли 5 видеосюжетов, в которых рассказали о московских местах памяти, связанных с различными историческими сюжетами. Ниже представлены сами видеоработы, а также подробная информация о проекте, его результатах и перспективах.

Игра «Историческое ориентирование»

Сценарий городской игры по «Историческому ориентированию» был заранее разработан; подобные игры проводились в 2009 и 2010 г. На сайте «Уроки истории» опубликованы описание и инструкции:

Участники должны посетить ряд объектов (мест памяти в городе Москва) и ознакомится с их историей.

Места памяти/места забвения

В рамках проекта-2011 был также испытан ряд новых форм работы. Во-первых, внимание участников игры было направлено не только на широко известные объекты, но и на расследование истории «забытых» мест памяти – объектов и зданий, которые обладают интересным историческим бэкграундом, но либо не вошли в круг широко известных, либо попали в противоречивый культурный контекст. Во-вторых, каждая команда получила задание снять видеосюжет, участники игры тем самым получили возможности для развития своих творческих навыков и знаний.

Участники игры посетили

  • Лубянскую площадь,
  • сквер у Белого Дома,
  • Донское кладбище,
  • Парк исторической скульптуры Музейон,
  • районы Москвы Зарядье и Замоскворечье,
  • увидели ряд зданий, связанных с историей репрессий и Второй мировой войны в центре Москвы.

Каждое задание имело тематическую специфику, которая определяла подбор мест памяти и маршрут для группы участников (среди тем: репрессии, краеведение, война, перестройка, история семьи). Каждая группа участников получила справочную информацию о тех объектах и зданиях, которые вошли в маршрут, а также возможность задавать вопросы тьюторам и экспертам-историкам.

Съёмки. Для съемок использовалось простое любительское оборудование, все группы были в равных условиях (каждая команда получила в распоряжение фотоаппарат с возможностью видеосъемки и штатив).

После прохождения маршрута каждая группа при помощи тьюторов создала видеофильм, отражающий историю мест памяти, которые они посетили. Участники групп также попытались осмыслить современное состояние этих объектов и проблемы культуры памяти, которые с ними связаны.

Обратная связь. В последний день школы-академии (4 мая 2011) получившиеся фильмы были показаны всем участникам. Каждый фильм был обсужден как с точки зрения содержательной ценности, так и с точки зрения технического качества исполнения съемок и монтажа.

Видеоработы

Ниже представлены снятые видеосюжеты. Хронометраж – от 2-х до 5-ти минут.

Поиск памяти (фильм группы «Война»)

«А вам не все равно? Ну если вам не все равно, я готова вас поддержать».

Разлученные властью (фильм группы «История семьи»)

Иногда мы даже не подозреваем, что казалось бы простые, привычные с детства вещи могут рассказать нам о людях и судьбах минувших лет.

Тень прошлого на улицах Москвы (фильм группы «Перестройка»)

Мы были поражены несуразными, порой скучными и неинтересными памятниками.

Фильм группы «Репрессии»

Жаль, что нет справедливости. Кроме стелы на кладбище ничего нет.

В ожидании чуда (фильм группы «Краеведение»)

Город резали по живому. И дорезались.

Итоги: трудности и перспективы

Проект еще раз показал, что выполнение творческих заданий, а также самостоятельный опыт работы с видео – могут быть эффективным инструментом исторического образования и одним из способов взаимодействия с «живой» историей.

Однако участники проекта столкнулись и с рядом трудностей, связанных с нехваткой технических навыков и времени. Сложность проекта также была обусловлена поставленными перед школьниками интеллектуальными задачами по интерпретации культурных феноменов.

Трудности технического и временнОго характера несложно предусмотреть и минимизировать. Трудности с интерпретацией материала требуют особенного внимания к дополнительной просветительской и педагогической работе – хотя это во многом общая проблема состояния исторической памяти в России. Перед съёмкой видеосюжетов стоит уделить время не только содержательной работе непосредственно с фактическим историческим сюжетом, но и дискуссионной части. В конечном счёте, замысел не в том, чтобы школьники научились пересказывать историю, гораздо важнее учиться осмыслять её.

Благодаря игровой форме коммуникации и творческим задачам, которые ставит процесс кинопроизводства, участники проекта узнают много нового, а видеоформат позволяет им не только осмыслить увиденное, но и рассказать о своих впечатлениях другим участникам проекта и более широкой аудитории. Групповая форма работы позволяет взаимодополнять навыки участников.

© Общество «Мемориал»

20 июля 2011
Места памяти/места забвения: школьный проект по созданию исторических видеосюжетов

Похожие материалы

5 июня 2014
5 июня 2014
Международное общество «Мемориал», Германский исторический институт и Фонд Фрица Тиссена (Fritz-Thyssen-Stiftung) провели круглый стол «История, память и управление эмоциями: Акторы, институты и средства коммуникаций в определении сложного прошлого Германии и России». Выступить с сообщениями пригласили германских специалистов по исторической памяти и формированию исторических экспозиций Йорга Ганценмюллера (университет Фридриха Шиллера, Йена), Андреаса Энгверта (мемориал «Берлин-Хоеншёнхаузен»), Оливера фон Врохема (мемориал «Концлагерь Нойенгамме»), Олега Аронсона (Институт Философии РАН), редактор журнала «Искусство кино» Даниил Дондурей.
21 августа 2012
21 августа 2012
Отчёт по проекту «Мониторинг исторической политики» посвящён одной из ключевых тем «Мониторинга» — новым памятникам, появляющимся в разных уголках России. Наиболее яркий след в архиве январских новостей российской прессы оставило обсуждение декабрьской протестной активности — рядовые граждане и политики гадают о развитии событий, в СМИ разражаются скандалы, связанные с предвыборной гонкой. В стране проходят про- и антипутинские акции. Группа «Pussy Riot» выступает на Лобном месте Красной площади, оппозиция устраивает автопробег на Садовом кольце; в то же время закрытый митинг с участием премьера Путина проходит на заводе в Кемерове, а проправительственная акция в Екатеринбурге собирает до 12 тысяч человек. Пресса внимательно следит за тем, как проходит согласование с московской мэрией маршрута шествия оппозиции 4 февраля.
31 января 2014
31 января 2014
21 ноября 2015
21 ноября 2015
Экскурсии «Топография террора. Лубянка и окрестности», подготовленные в рамках проекта «Москва. Места памяти», становятся регулярными. Приглашаем вас на пешую прогулку 21 ноября.

Последние материалы