Всё о культуре исторической памяти в России и за рубежом

Человек в истории.
Россия — ХХ век

«Историческое сознание и гражданская ответственность — это две стороны одной медали, имя которой – гражданское самосознание, охватывающее прошлое и настоящее, связывающее их в единое целое». Арсений Рогинский
Поделиться цитатой
6 мая 2009

Никакой политики

Польская комедия «Погода на завтра», снятая в 2004 году, показывает приключения бывшего активиста «Солидарности», бывшего монаха и вообще бывшего (Юзеф Козел полтора десятка лет не выходил за стены монастыря) в современном западном обществе. Несмотря на общую атмосферу гротеска и трогательность сюжетных перегибов, кое-что в этом самом обществе можно успеть рассмотреть.

Зритель, по сути, проходит тот же путь узнавания, что и главный герой. Сначала он ужасается, а потом понимает, что жить здесь, в общем-то, можно. И неплохо.

Юзеф Козел, которого играет хорошо известный нам по фильму «Дежа вю» актер Ежи Штур, являющийся заодно и режиссёром этого фильма, долгие годы просидел в монастыре небольшого польского городка. Он пухл, цветущ и доволен жизнью, но братья по религии попросили его принять участие в благотворительном концерте. После долгих уговоров Юзеф согласился, и как раз в тот момент, когда он выступал, его после многолетнего отсутствия застукали бывшая жена и выросший сын. Жена по старой памяти устроила прямо на месте скандал, и Юзефа с позором и с авоськой, в старом спортивном костюме, в котором он когда-то сбежал из мирской жизни, выставили из монастыря. Семья поселила его пока у себя – в гараже с подогревом и туалетом – и стала учить правилам поведения в современном обществе самым действенным методом – методом погружения.

Мир вокруг показался ему довольно неожиданным. Тем более неожиданным, что этот мир является закономерным следствием того, чего с 1980-х годов добивалось профсоюзное и антикоммунистическое движение «Солидарность». «Солидарность» упрямо боролась за свободу, и свобода, в конце концов, победила. Выглядит это примерно так. Младшая дочь тусуется по сомнительным клубам, больше похожим на притоны, и активно балуется наркотиками, которые продает её же бойфренд. Старшая дочь участвует в телевизионном шоу, чтобы заработать деньги. Шоу похоже на наш «Дом-2», но еще круче. Дочь сидит в стеклянной квартире в течение трех месяцев и общается (со всеми подробностями) с потенциальными женихами. Сын работает адвокатом, но в данный период времени занят в одной избирательной кампании. Вместе с подругой они организуют постановочные митинги и делают популистские пиар-акции, уже заранее думая над тем, как именно они будут распиливать бюджетные деньги. По размаху избирательной кампании и тем усилиям, которые затрачиваются на борьбу за внимание избирателей, кандидат кажется как минимум кандидатом в мэры. А то и в президенты.

Чем дальше, тем заметнее нарастает градус абсурдности как во внешнем плане существования Юзефа, так и во внутреннем. С какой-то патологической, хотя и милой неуклюжестью он лично вмешивается в каждую творящуюся на его глазах несправедливость или ложь и пытается повернуть ход развития капиталистического общества вспять. В итоге к финалу все члены его семьи без исключения, к сожалению, попадают в больницу. Правда, к счастью, в одну и ту же.

Счастливый финал (все выжили, все живут долго, все живут счастливо) со всей своей очевидной условностью демонстрирует одну важную вещь. Счастье в современном мире – это частное дело. И частное усилие. Свобода от государственного, партийного или любого другого контроля – это большой риск. Никто не позаботится о твоей стабильности, процветании и светлом достойном будущем. Но одновременно это и большой шанс – самому построить себе будущее и самому отвечать за него. Единственное пострадавшее лицо в финале – это кандидат. Он, конечно, проиграл выборы (кстати, баллотировался он «всего лишь» в парламент). А после поражения отправился на общественные работы – мести мусор на улицах. Знаете почему? После очередного митинга он сел пьяным за руль, и его остановили полицейские. Когда он пытался оправдаться своим будущим депутатским статусом, полицейские заявили, что политика, в отличие от законов, их совершенно не интересует. Их слова можно счесть равнодушием. А можно – единственной возможной гарантией свободы. Когда до того, кто ты, никому нет дела, приходится становиться кем-то. И еще – отвечать за свои поступки. Только и всего. И никакой политики.

“Погода на завтра” (Польша)

2004
95 мин.
Режиссёр: Ежи Штур
Авторы сценария: Ежи Штур, Мегислав Герба
Оператор: Эдвард Клосинский
Композитор: Абель Коженевский
В ролях: Ежи Штур, Малгожата Зайончковская, Мачей Штур, Барбара Калужна, Рома Гонсеровская, Кшиштоф Глебиш и другие
Продюсер: Юлиуш Махульский
Производство: Кинообъединение “Зебра”

6 мая 2009
Никакой политики

Похожие материалы

9 мая 2010
9 мая 2010
Идеальным материалом для анализа мифа о «великом друге и мудром учителе» Сталине является сталиниана в кино – в частности, послевоенная трилогия Чиаурели «Клятва», «Падение Берлина», «Незабываемый 1919-й год»
10 мая 2012
10 мая 2012
Ответственный разговор о любой форме фобии требует деликатности (не путать с замалчиванием или приукрашиванием). Нередко о фобиях по отношению к своей группе активнее всего кричат люди, сами преисполненные фобий по отношению к другим. Тем важнее не оставлять эту тему только им и не делать вид, что репутация или мотивации этих людей снимают саму проблему.
19 октября 2013
19 октября 2013
В среду, 23 октября, в Международном Мемориале состоялся показ и обсуждение фильма «Предводитель Эдельман». (Польша, 2008). Режиссер: Артур Венцек «Барон». Авторы сценария: Витольд Бересь, Кшиштоф Бурнетко, Артур Венцек «Барон». Оператор: Петр Треля.