Всё о культуре исторической памяти в России и за рубежом

Человек в истории.
Россия — ХХ век

«Историческое сознание и гражданская ответственность — это две стороны одной медали, имя которой – гражданское самосознание, охватывающее прошлое и настоящее, связывающее их в единое целое». Арсений Рогинский
Поделиться цитатой
8 октября 2010

История войн. Имперский военный музей (Великобритания)

Имперский военный музей. Источник изображения: london.iwm.org.uk

Имперский военный музей – классический военный музей, меняющий постепенно в своей музейной практике подход к истории

Имперский военный музей (Imperial War Museum) – классический военный музей. На примере военных музеев хорошо видно, как в современной музейной практике меняется подход к истории. Если раньше это был рассказ про войну, Победу (Победы) с точки зрения победившей стороны, сведения о «ненапрасных» жертвах, сражениях, полководцах, то теперь миссия музея изменилась (англичане даже смеются, что название – «имперский военный» – совершенно перестало соответствовать сути).

Задача музея – «показать, как война влияет на человеческие судьбы», «понять опыт жизни во время войны» (о музее – здесь)

Героями экспозиций становятся солдаты, дети, женщины, военнопленные, а сами экспозиции выстраиваются как конкретные рассказы о конкретных людях, о том как их задела война, как они жили в военное время, что они делали после.

В музее стали заниматься не только военной историей (расширилось понятие «войны»), но и другими темами: «преступления против человечества», холокост (ему посвящена отдельная экспозиция и специальная образовательная программа), черные солдаты на фронтах Первой и Второй мировых войн, война глазами детей и т. д. Т.е. рассказ о прошлом выстраивается с точки зрения конкретных сообществ, семейных и личных историй, а не показывается «история вообще».

Стратегия развития музея – создание филиалов по всей стране; два наиболее известных – в Лондоне и Манчестере.

Архитектором манчестерского филиала был Дэниэл Либескинд, спроектировавший также Еврейский музей в Берлине. Среди выставок манчестерского филиала: «Как война влияет на человеческие судьбы», «Лица десантников» (это не героические парадные портреты, а живые, человеческие лица, часто скривленные в эмоциях), 365 дней, «Военнопленные».

Дополнительная информация:

Контекст: другие экспозиции о войне в мире.

Перефразируя известную английскую поговорку, можно сказать, что у каждой нации есть свой скелет в шкафу, вопрос в том, говорят ли об этом открыто.

Военные музеи по всему миру осваивают сегодня новый нарратив: война как бесчеловечное, бессмысленное дело, массовое убийство. В этом смысле показательна выставка о войне в музее города Тампере (Финляндия): это рассказ о том, как все стали убивать всех .

«Гражданская война, в которой победили Белые. Промышленная столица Финляндии вспоминает о событиях 1918 года. В Тампере, в музейном центре Ваприки открыли даже специальную выставку. Среди экспонатов — государственные и частные архивы. Это настоящий рай для историков — большая часть документов никогда раньше не публиковалась. Как Гражданская война в Финляндии связана с событиями 90 летней давности в Петрограде? И почему в Финляндии победило Белое движение?»

По теме: 

Материал о виртуальных коллекциях Имперского военного музея в Лондоне / urokiistorii

Похожие материалы

8 июля 2011
8 июля 2011
Музей и документальный центр в Нюрнберге действуют на бывшей территории съездов Национал-социалистической немецкой рабочей партии
28 октября 2014
28 октября 2014
Материалы конференции, прошедшей на Историко-филологическом факультете РГГУ 15 мая 2014 года. Полностью они опубликованы в сборнике «Как говорить о войне: от 1940-х к 1970-м, от 1970-х к 2000-м. Борис Васильев, «лейтенантская проза», стихи и кино о войне» (Москва, 2014). Мы благодарны авторам докладов, разрешившим опубликовать их также и на нашем сайте. Помимо докладов, мы публикуем материалы обсуждения с филологами, детьми фронтовиков, о том, как у них дома воспринимались книги и кино о войне.
29 августа 2015
29 августа 2015
После окончания Второй Мировой из захваченных немецких архивов западная общественность узнала о секретных протоколах к пакту Молотова-Риббентропа. Как послевоенная Европа среагировала на скандал, можно узнать из нашего перевода колонки дипломатического корреспондента The Times в номере от 24 февраля 1948 года.